21:23
Налоговики узнают всеКак стало известно «Ведомостям», Минфин добивается для налоговиков права получать от банков информацию о вкладах, депозитах и платежах частных лиц и контрагентов проверяемых компаний
Как стало известно «Ведомостям», Минфин добивается для налоговиков права получать от банков информацию о вкладах, депозитах и платежах частных лиц и контрагентов проверяемых компаний
Полномочия налоговиков могут быть серьезно расширены, следует из подготовленных Минфином поправок в 76, 86-ю и другие статьи Налогового кодекса (есть в распоряжении «Ведомостей»). Сейчас статья 86 позволяет инспекции запрашивать у банка информацию о состоянии счетов и движении средств компаний и индивидуальных предпринимателей, у которых проводится налоговая проверка, поправки же позволяют получать банковскую информацию обо всех физических лицах (счета и депозиты). Причем доступ налоговиков к информации из банков распространяется и на контрагентов проверяемых компаний и предпринимателей (ст. 93.1 в новой редакции).
Сейчас банки могут отказывать в раскрытии тайны, если проверка не открыта в отношении компании, сведения о которой просит инспекция, говорит партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин, причем их позицию поддерживает Высший арбитражный суд. Так, в октябре 2011 г. президиум суда признал правоту самарского Газбанка, который отказался предоставить налоговикам документы на контрагента проверяемой компании.
Минфин предлагает внести эти поправки ко второму чтению в уже принятый в первом чтении законопроект Павла Медведева (бывший депутат, сейчас — советник председателя Центробанка) и Раисы Кармазиной. Для этого в сопроводительном письме министерство просит другие ведомства как можно скорее согласовать проект. Эти поправки нужны для вступления России в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объясняет чиновник Минфина. По его словам, они должны вступить в силу в 2013 г. (в этом же году первый замминистра иностранных дел Андрей Денисов рассчитывает завершить вступление в ОЭСР. — «Ведомости»).
Право налоговых органов на получение информации по счетам физических лиц согласуется с общими требованиями ОЭСР, подтверждает адвокат «Юков, Хренов и партнеры» Светлана Тарнопольская. Но оно не согласуется с требованиями закона о банках и банковской деятельности в отношении банковской тайны, замечает Костальгин: статья 26 закона позволяет предоставлять чиновникам сведения только по гражданам, занимающимся предпринимательством. Поправки пока обсуждаются, в том числе нужно обсудить вопрос изменения этой статьи, подчеркивает чиновник Минфина.
Сейчас исключения из тайны о частных вкладах допускаются при расследовании уголовного дела либо по закону о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, говорит партнер юрфирмы «Налоговик» Сергей Варламов, но во втором случае Росфинмониторинг автоматически получает сведения о проводках свыше 600 000 руб. без разбивки по конкретным лицам. Налоговикам для контроля уплаты налогов частными лицами информация из банков не слишком нужна, замечает он: обо всех значительных сделках, как продажа квартиры или машины, они получают информацию из регистрирующих органов. Но лишними такие сведения не будут — например, можно сверить задекларированную цену сделки с квартирой с кредитом, выданным в банке под сделку, добавляет Варламов.
Если инспекции получат простой механизм запроса информации о частных лицах, возникнет проблема «фишинговых» запросов, когда налоговики смогут собирать информацию о средствах состоятельных людей, опасается Костальгин. С ним согласен и Варламов, напоминая про случаи, когда нелегальные базы госорганов появлялись в открытой продаже. Налоговикам, скорее всего, нужны такие полномочия для того, чтобы иметь возможность проверять не всех массово, а конкретных людей, говорит зампред правления «Хоум кредит энд финанс банка» Владимир Гасяк. Но если не внести поправки в ст. 26 о банковской тайне, то банки могут отказывать в выдаче информации, ссылаясь на нее, полагает он: «Минфин вряд ли будет трогать статью о банковской тайне, поскольку это некий символ, оплот защиты информации». Как ни грустно, что банковскую тайну постепенно разрушают, придется согласиться с такими полномочиями налоговиков, считает Павел Медведев, подчеркивая, что выражает только собственное мнение. Но наступление на банковскую тайну идет по всему миру, а в США принят закон FATCA, обязывающий банки по всему миру отчитываться перед службой внутренних доходов США о счетах американских резидентов, напоминает Павел Медведев.
Представитель ФНС отказался от комментариев, так как налоговой политикой занимается Минфин. В ЦБ не ответили на запрос «Ведомостей».
Хотели большего
В 2009 г. предыдущий руководитель ФНС Михаил Мокрецов в письме премьеру Владимиру Путину просил открыть ФНС доступ к базам данных ЦБ и Росфинмониторинга. Позднее эту идею поддержал и Минфин, но с ЦБ и другими ведомствами согласовать ее не удалось.
Как стало известно «Ведомостям», Минфин добивается для налоговиков права получать от банков информацию о вкладах, депозитах и платежах частных лиц и контрагентов проверяемых компаний
Полномочия налоговиков могут быть серьезно расширены, следует из подготовленных Минфином поправок в 76, 86-ю и другие статьи Налогового кодекса (есть в распоряжении «Ведомостей»). Сейчас статья 86 позволяет инспекции запрашивать у банка информацию о состоянии счетов и движении средств компаний и индивидуальных предпринимателей, у которых проводится налоговая проверка, поправки же позволяют получать банковскую информацию обо всех физических лицах (счета и депозиты). Причем доступ налоговиков к информации из банков распространяется и на контрагентов проверяемых компаний и предпринимателей (ст. 93.1 в новой редакции).
Сейчас банки могут отказывать в раскрытии тайны, если проверка не открыта в отношении компании, сведения о которой просит инспекция, говорит партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин, причем их позицию поддерживает Высший арбитражный суд. Так, в октябре 2011 г. президиум суда признал правоту самарского Газбанка, который отказался предоставить налоговикам документы на контрагента проверяемой компании.
Минфин предлагает внести эти поправки ко второму чтению в уже принятый в первом чтении законопроект Павла Медведева (бывший депутат, сейчас — советник председателя Центробанка) и Раисы Кармазиной. Для этого в сопроводительном письме министерство просит другие ведомства как можно скорее согласовать проект. Эти поправки нужны для вступления России в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объясняет чиновник Минфина. По его словам, они должны вступить в силу в 2013 г. (в этом же году первый замминистра иностранных дел Андрей Денисов рассчитывает завершить вступление в ОЭСР. — «Ведомости»).
Право налоговых органов на получение информации по счетам физических лиц согласуется с общими требованиями ОЭСР, подтверждает адвокат «Юков, Хренов и партнеры» Светлана Тарнопольская. Но оно не согласуется с требованиями закона о банках и банковской деятельности в отношении банковской тайны, замечает Костальгин: статья 26 закона позволяет предоставлять чиновникам сведения только по гражданам, занимающимся предпринимательством. Поправки пока обсуждаются, в том числе нужно обсудить вопрос изменения этой статьи, подчеркивает чиновник Минфина.
Сейчас исключения из тайны о частных вкладах допускаются при расследовании уголовного дела либо по закону о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, говорит партнер юрфирмы «Налоговик» Сергей Варламов, но во втором случае Росфинмониторинг автоматически получает сведения о проводках свыше 600 000 руб. без разбивки по конкретным лицам. Налоговикам для контроля уплаты налогов частными лицами информация из банков не слишком нужна, замечает он: обо всех значительных сделках, как продажа квартиры или машины, они получают информацию из регистрирующих органов. Но лишними такие сведения не будут — например, можно сверить задекларированную цену сделки с квартирой с кредитом, выданным в банке под сделку, добавляет Варламов.
Если инспекции получат простой механизм запроса информации о частных лицах, возникнет проблема «фишинговых» запросов, когда налоговики смогут собирать информацию о средствах состоятельных людей, опасается Костальгин. С ним согласен и Варламов, напоминая про случаи, когда нелегальные базы госорганов появлялись в открытой продаже. Налоговикам, скорее всего, нужны такие полномочия для того, чтобы иметь возможность проверять не всех массово, а конкретных людей, говорит зампред правления «Хоум кредит энд финанс банка» Владимир Гасяк. Но если не внести поправки в ст. 26 о банковской тайне, то банки могут отказывать в выдаче информации, ссылаясь на нее, полагает он: «Минфин вряд ли будет трогать статью о банковской тайне, поскольку это некий символ, оплот защиты информации». Как ни грустно, что банковскую тайну постепенно разрушают, придется согласиться с такими полномочиями налоговиков, считает Павел Медведев, подчеркивая, что выражает только собственное мнение. Но наступление на банковскую тайну идет по всему миру, а в США принят закон FATCA, обязывающий банки по всему миру отчитываться перед службой внутренних доходов США о счетах американских резидентов, напоминает Павел Медведев.
Представитель ФНС отказался от комментариев, так как налоговой политикой занимается Минфин. В ЦБ не ответили на запрос «Ведомостей».
Хотели большего
В 2009 г. предыдущий руководитель ФНС Михаил Мокрецов в письме премьеру Владимиру Путину просил открыть ФНС доступ к базам данных ЦБ и Росфинмониторинга. Позднее эту идею поддержал и Минфин, но с ЦБ и другими ведомствами согласовать ее не удалось.
Источник: general-bank.ru