13:24
Право на соцзащитуКакие льготы, привилегии и выплаты положены столичным ветеранам и инвалидам
В редакции «МК» побывал министр правительства Москвы, руководитель столичного Департамента соцзащиты Владимир Петросян. Как всегда, телефонная линия с его участием оказалась действительно «горячей» — дозвониться главному соцзащитнику Москвы было довольно трудно. Ветераны благодарили Владимира Петросяна за помощь, просили решить ту или иную проблему. И сетовали на то, что приходится беспокоить министра по частным вопросам.
СПРАВКА МК
В настоящее время в столице работают 122 центра социального обслуживания, в которых на надомном обслуживании находятся более 135 тысяч пенсионеров и инвалидов, из них 47 тысяч ветеранов ВОВ.
— Владимир Аршакович, большое спасибо за путевку в санаторий «Голубая волна», отлично отдохнула. Хочу спросить вас, что же это я все время должна к вам лично дозваниваться и просить?
— Почему? Вовсе необязательно! Сейчас начинает действовать электронная запись на сайте нашего департамента — www.dszn.ru. Можно зайти в раздел «Санаторно-курортное лечение» и проверить, как продвигается очередь. Если у вас нет доступа к Интернету, то информацию о продвижении очереди можно узнать в районном управлении социальной защиты населения по месту жительства, там, где вы состоите на учете для получения санаторно-курортного лечения.
— Я пенсионер, инвалид первой группы. Скажите, пожалуйста, положено ли по закону мне один раз в году получать путевку в санаторий?
— По закону все граждане, относящиеся к льготной категории населения, имеют право на бесплатное санаторно-курортное лечение не чаще одного раза в год. Путевки выдаются по решению комиссий, работающих при районных управлениях социальной защиты населения. Место, сезон, профиль лечения определяются, исходя из медицинских рекомендаций и даты постановки на учет.
— С вами говорит ветеран Отечественной войны. Я хотел бы выяснить, что мне положено по соцзащите.
— Вам положены ежемесячная денежная выплата из Пенсионного фонда РФ, бесплатное обеспечение лекарственными средствами по рецептам врача, бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов, бесплатная путевка на санаторно-курортное лечение и бесплатный междугородный проезд к месту лечения и обратно, а также бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, 50%-ная скидка по оплате жилищно-коммунальных услуг. Дополнительно денежная компенсация на оплату услуг местной телефонной связи и право бесплатного проезда городским пассажирским транспортом. Есть еще некоторые льготы, о которых лучше узнать в управлении социальной защиты по месту жительства.
— Мне положен вещевой набор?
— Вещевой или продовольственный набор не является социальной льготой, положенной по закону, — их вручают по инициативе местных властей или благотворительных фондов. Но если вам что-то нужно, сообщите об этом в районный центр соцобслуживания, напишите заявление. Укажите, в чем именно вы сейчас нуждаетесь — в одежде, например, или какой-либо технике, — и вам обязательно помогут.
— Моя мама является тружеником тыла, прописана она в Северном Чертанове, но проживает уже два года у дочери в Бутове. Она очень больной человек, перенесла инсульт. Эти два года мама не получала никаких поздравлений, никаких наборов, вообще ничего... Что же, труженик тыла не имеет льгот?
— Конечно, имеет. Труженикам тыла оказывается социальная поддержка в части компенсации жилищно-коммунальных услуг (50%-ная скидка), предоставляется денежная компенсация на оплату услуг местной телефонной связи. Кроме того, им установлена ежемесячная городская денежная выплата, размер которой с 1 января 2012 составляет 748 руб. Неработающие труженики тыла имеют право на бесплатное санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний) и компенсацию расходов на проезд железнодорожным транспортом дальнего следования к месту лечения и обратно. Я уверен, что вашей маме поздравления были направлены по адресу ее прописки в Северном Чертанове и из-за ее переезда они просто не дошли до адресата.
— Вас беспокоит труженик тыла, инвалид. В войну я работала на лесозаготовках, день и ночь. А сейчас нам за это ничего не платят. Это справедливо?
— Этого просто не может быть! Вы, наверное, получаете льготы как инвалид?
— Да, как инвалид получаю. Но это же совсем другое...
— Тогда все правильно. Если вы имеете право на получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям (например, являетесь одновременно инвалидом и ветераном труда), то социальная поддержка предоставляется по одному основанию по вашему выбору и в наиболее выгодном для вас объеме.
Вот вы — инвалид и труженик тыла — получаете ЕДВ (ежемесячную денежную выплату), бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, бесплатно лекарства по рецепту врача, ежегодно путевку в санаторий. Вам компенсируется дорога к месту лечения и обратно, предоставляется 50%-ная скидка по оплате жилищно-коммунальных услуг и некоторые другие льготы. То есть вы получаете социальную поддержку как инвалид — в большем объеме, чем труженик тыла.
— Вас беспокоит инвалид I группы, колясочник. Жена тоже инвалид, живем вдвоем. В общем, мы довольны работой социальной службы, но у нас есть просьба. Нам делают новые подъемники в ванну, но они перемещаются только вверх и вниз. А есть подъемники, которые двигаются справа налево тоже. Мы хотели бы, чтобы нам установили именно такие.
— Все это возможно. Вам подойдет потолочная подъемная система, которую сегодня ставят инвалидам с тяжелыми ограничениями в передвижении. Потолочный подъемник дает возможность перемещаться из комнаты в коридор, ванную, туалет, при этом инвалид находится в зафиксированном положении в специальной сетке и может, не покидая ее, проводить санитарно-гигиенические процедуры.
Чтобы попасть в список на установку данных подъемных устройств, нужно иметь соответствующую запись в индивидуальной программе реабилитации. Но этого недостаточно. К сожалению, такая потолочная система может быть установлена не в каждой квартире — нужны определенные технические условия. Узнать все подробно или подать заявление на установку можно в «Службе одного окна» Департамента социальной защиты населения города Москвы или органов социальной защиты по месту жительства.
— Уважаемый Владимир Аршакович, я была у вас на приеме в конце апреля по поводу компенсации за операцию на шейке бедра. Вы мне тогда сказали, что вопрос будет рассматривать горкомиссия. В результате я получила 25 тысяч рублей вместо затраченных на операцию 100 тысяч. Это правильно?
— Да, это правильно. Дело в том, что ветеранам Великой Отечественной войны оказывают единовременную материальную помощь на оплату дорогостоящих операций и лекарственных средств. Решение о размере этой помощи принимает межведомственная комиссия, куда входят представители Департамента социальной защиты населения, Департамента здравоохранения, общественных ветеранских организаций города. Комиссия рассматривает материально-бытовые условия проживания, документы, подтверждающие расходы. Однако 100%-ная компенсация затрат на операции и лекарства не предусмотрена.
— Что представляет собой «тревожная кнопка для ветерана»?
— Это специальный телефон, который дает возможность очень быстро и просто, нажатием одной кнопки, связаться со специальным диспетчерским пунктом. Операторы круглосуточно принимают сигналы от ветеранов и в зависимости от их характера осуществляют вызов «скорой помощи», спасателей, полиции, представителей социальных, коммунальных и других служб города, дают рекомендации, как поступить в той или иной ситуации, оказывают первичную социально-правовую и психологическую помощь. Диспетчер контролирует прибытие на место представителей служб, уточняет результаты оказанной помощи, связывается с сиделкой и родственниками ветерана. Количество штатных диспетчеров — 12 человек, одновременно дежурят 3 диспетчера.
Отмечу особо, что система «Тревожная кнопка» себя полностью оправдала: благодаря ей в прошлом году удалось спасти жизнь более 10 ветеранов! В среднем ежедневно в диспетчерский центр поступает около 250 обращений ветеранов по различным вопросам. Всего же аппаратами «Тревожная кнопка» обеспечено более 19 тыс. человек.
— Скажите, пожалуйста, имеются ли льготы для ветеранов войны, тружеников тыла, инвалидов на установку счетчиков для воды?
— К сожалению, не имеются. Но в исключительных случаях мы стараемся помочь, оказав ветерану необходимую материальную помощь.
— Кто должен информировать ветерана о льготах и услугах?
— Мы издаем ежегодно брошюры, которые кладут к вам в почтовые ящики, чтобы все жители столицы знали о мерах соцподдержки, которые осуществляются городскими властями. Дополнительно мы ведем разъяснительную работу через средства массовой информации, в круглосуточном режиме работает сайт департамента.
— Сколько на сегодняшний день имеется пансионатов для ветеранов в черте города и как туда попасть?
— В системе департамента работают 9 пансионатов для ветеранов труда, из них 8 находятся в черте города. Предназначены они для комплексного медико-социального и социально-бытового обслуживания пожилых людей. В пансионатах могут проживать и лечиться люди, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе. Проживать в пансионатах можно временно (до полугода) или постоянно. Вне очереди туда направляются участники Великой Отечественной войны, граждане из числа реабилитированных и признанных пострадавшими от политических репрессий. Преимущественным правом приема в стационарные учреждения социального обслуживания пользуются труженики тыла. Для того чтобы получить направление в пансионат, необходимо обратиться в Департамент социальной защиты населения. Решение о направлении принимает специальная комиссия при департаменте.
— Скажите, пожалуйста, кто может стать посетителем центра социального обслуживания? Какие там существуют ограничения по возрасту для пенсионеров, которые хотят получать там горячее питание?
— Мы приглашаем всех пожилых людей в наши отделения дневного пребывания центров социального обслуживания. При этом для пенсионеров нет никаких ограничений по возрасту. Их ждут разнообразные клубы, кружки и салоны различной направленности, для них устраивают индивидуальные и групповые посещения театров, выставок и музеев, проводятся встречи с известными людьми. Кроме того, для ветеранов организовано бесплатное горячее питание. Ежемесячно этой услугой могут воспользоваться более 7000 пожилых людей.
Сегодня в Москве работает 1066 отделений социального и 124 отделения социально-медицинского обслуживания на дому. Временно (до полугода) или постоянно мы оказываем услуги тем гражданам, которые нуждаются в посторонней поддержке и социально-бытовой помощи в надомных условиях. Под эгидой департамента работает 13 патронажных отделений, в каждом из которых обслуживается по 15 человек. Патронажные сестры ухаживают за одинокими и одиноко проживающими инвалидами и пожилыми людьми, утратившими способность к самообслуживанию.
— Планируется ли увеличение бригад для обслуживания ветеранов на дому? Расскажите, пожалуйста, что подразумевает программа «Санаторий на дому» и кто может воспользоваться ее услугами?
— «Санаторий на дому» — это медицинская помощь инвалидам, участникам Великой Отечественной войны и другим льготным категориям ветеранов, которые по состоянию здоровья не могут воспользоваться своим правом на санаторно-курортное лечение. Реабилитация ветеранов осуществляется по специально разработанной программе, рассчитанной на 21 день. Медицинское обслуживание включает врачебный осмотр терапевта, невролога, выполнение инъекций, обработку ран, постоянный контроль за состоянием здоровья со стороны медицинской сестры и обязательное выполнение физиотерапевтических процедур с использованием портативных аппаратов.
Во время курса реабилитации подопечным один раз в неделю доставляются диетические продовольственные наборы. При этом учитываются пожелания пациента, наличие хронических заболеваний, индивидуальная непереносимость отдельных продуктов. В прошлом году услугами службы социально-медицинской реабилитации «Санаторий на дому» воспользовались более 3000 ветеранов.
— Полагаются ли какие-нибудь льготы так называемым детям войны, тем, кто родился с 1932 по 1945 год?
— Федеральным законом «О ветеранах» льготный статус и предоставление каких-либо мер социальной поддержки людям, родившимся в период с 1932 по 1945 год, не предусмотрены. Однако, как правило, граждане, родившиеся перед войной или в годы Великой Отечественной войны, в силу возраста и состояния здоровья в большинстве своем являются инвалидами или ветеранами труда. Им предоставляются значительные меры социальной поддержки, в том числе по проезду городским и пригородным пассажирским транспортом, по оплате жилья и коммунальных услуг и некоторые другие.
Социальная помощь станет разнообразной за счет платных услуг
В канун Дня соцработника руководитель столичного Департамента социальной защиты Владимир Петросян рассказал о новых формах социальной помощи москвичам.
Среди новаций — расширение сети так называемой мобильной социальной службы — разовой помощи многодетным семьям, одиноким матерям, разведенным женщинам и мужчинам, вдовцам и вдовам, людям преклонного возраста. Соцработники посидят с детьми, побудут с пожилым человеком во дворе, помогут добраться до поликлиники или школы, сопроводят в аэропорт или на вокзал, научат правильно обращаться с лежачими больными. Продолжительность оказания такой услуги не более 4 часов. По словам Петросяна, количество пунктов, предлагающих мобильную социальную помощь, за последнее время возросло с 10 до 36.
Еще одно важное нововведение — возрождение платных социальных услуг. За весьма умеренную сумму работник специального сектора ЦСО помоет в квартире окна и полы, погладит белье, сварит обед и даже почитает книгу. Прейскурант предлагаемых платных услуг уже появился в ряде социальных учреждений столицы. Примерная стоимость такой помощи оценивается в 193 рубля в час. Например, мытье окна обойдется где-то в 200 рублей, глажка белья — в 64 рубля за 20 минут. При этом перечень «территориальных гарантированных государством социальных услуг» остается прежним. Платные же услуги, как заверил министр, ориентированы в первую очередь на граждан, не имеющих права на бесплатное социальное обслуживание.
Большое будущее, по мнению руководителя Департамента соцзащиты, и у так называемых отделений дневного пребывания для граждан пожилого возраста и инвалидов. Владимир Петросян назвал их «детским садом» для бабушек и дедушек. Прийти туда можно в 9 часов утра и находиться в течение всего дня вплоть до 18 часов. В таком «детском саду» пожилые люди смогут пообщаться, освоить компьютер, воспользоваться услугой библиотеки, заняться освоением иностранного языка. Всего на базе ЦСО работают более 900 клубов и кружков разной направленности, охватывающих около 100 тысяч человек.
На стадии внедрения находится сегодня система информационной поддержки граждан «Тревожная кнопка». В Таганском районе идет испытание специального браслета, оснащенного кнопкой SOS, который помогает отслеживать в режиме on-line всё, что происходит с его обладателем, и максимально быстро реагировать на тревожную ситуацию. Пилотная партия из 100 браслетов в ближайшие 10 дней уже поступит в распоряжение ветеранов и инвалидов ЦАО Москвы. Всего же в этом году будет роздано 400 «тревожных браслетов». В будущем за небольшую абонентскую плату в 200–300 рублей в месяц такие же браслеты смогут установить и нельготные категории граждан, заверил министр.
В числе технических ноу-хау — обеспечение системой Skype 116 центров социального обслуживания, а именно рабочих мест руководителей. Кстати, точно такие же системы устанавливают с некоторого времени пожилым людям и инвалидам с ограниченными возможностями передвижения. Благодаря скайпу они получают возможность общаться с друзьями и близкими, руководителями ЦСО и представителями районных властей. Владимир Петросян призвал всех желающих оказать спонсорскую помощь в реализации новой пока программы «Скайп-ветеран».
материал: Татьяна Чередникова
газетная рубрика: МОСКОВСКИЙ ГОРОДОВОЙ
Источник: www.mk.ru
© Электронное периодическое издание «MK.ru»
В редакции «МК» побывал министр правительства Москвы, руководитель столичного Департамента соцзащиты Владимир Петросян. Как всегда, телефонная линия с его участием оказалась действительно «горячей» — дозвониться главному соцзащитнику Москвы было довольно трудно. Ветераны благодарили Владимира Петросяна за помощь, просили решить ту или иную проблему. И сетовали на то, что приходится беспокоить министра по частным вопросам.
СПРАВКА МК
В настоящее время в столице работают 122 центра социального обслуживания, в которых на надомном обслуживании находятся более 135 тысяч пенсионеров и инвалидов, из них 47 тысяч ветеранов ВОВ.
— Владимир Аршакович, большое спасибо за путевку в санаторий «Голубая волна», отлично отдохнула. Хочу спросить вас, что же это я все время должна к вам лично дозваниваться и просить?
— Почему? Вовсе необязательно! Сейчас начинает действовать электронная запись на сайте нашего департамента — www.dszn.ru. Можно зайти в раздел «Санаторно-курортное лечение» и проверить, как продвигается очередь. Если у вас нет доступа к Интернету, то информацию о продвижении очереди можно узнать в районном управлении социальной защиты населения по месту жительства, там, где вы состоите на учете для получения санаторно-курортного лечения.
— Я пенсионер, инвалид первой группы. Скажите, пожалуйста, положено ли по закону мне один раз в году получать путевку в санаторий?
— По закону все граждане, относящиеся к льготной категории населения, имеют право на бесплатное санаторно-курортное лечение не чаще одного раза в год. Путевки выдаются по решению комиссий, работающих при районных управлениях социальной защиты населения. Место, сезон, профиль лечения определяются, исходя из медицинских рекомендаций и даты постановки на учет.
— С вами говорит ветеран Отечественной войны. Я хотел бы выяснить, что мне положено по соцзащите.
— Вам положены ежемесячная денежная выплата из Пенсионного фонда РФ, бесплатное обеспечение лекарственными средствами по рецептам врача, бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов, бесплатная путевка на санаторно-курортное лечение и бесплатный междугородный проезд к месту лечения и обратно, а также бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, 50%-ная скидка по оплате жилищно-коммунальных услуг. Дополнительно денежная компенсация на оплату услуг местной телефонной связи и право бесплатного проезда городским пассажирским транспортом. Есть еще некоторые льготы, о которых лучше узнать в управлении социальной защиты по месту жительства.
— Мне положен вещевой набор?
— Вещевой или продовольственный набор не является социальной льготой, положенной по закону, — их вручают по инициативе местных властей или благотворительных фондов. Но если вам что-то нужно, сообщите об этом в районный центр соцобслуживания, напишите заявление. Укажите, в чем именно вы сейчас нуждаетесь — в одежде, например, или какой-либо технике, — и вам обязательно помогут.
— Моя мама является тружеником тыла, прописана она в Северном Чертанове, но проживает уже два года у дочери в Бутове. Она очень больной человек, перенесла инсульт. Эти два года мама не получала никаких поздравлений, никаких наборов, вообще ничего... Что же, труженик тыла не имеет льгот?
— Конечно, имеет. Труженикам тыла оказывается социальная поддержка в части компенсации жилищно-коммунальных услуг (50%-ная скидка), предоставляется денежная компенсация на оплату услуг местной телефонной связи. Кроме того, им установлена ежемесячная городская денежная выплата, размер которой с 1 января 2012 составляет 748 руб. Неработающие труженики тыла имеют право на бесплатное санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний) и компенсацию расходов на проезд железнодорожным транспортом дальнего следования к месту лечения и обратно. Я уверен, что вашей маме поздравления были направлены по адресу ее прописки в Северном Чертанове и из-за ее переезда они просто не дошли до адресата.
— Вас беспокоит труженик тыла, инвалид. В войну я работала на лесозаготовках, день и ночь. А сейчас нам за это ничего не платят. Это справедливо?
— Этого просто не может быть! Вы, наверное, получаете льготы как инвалид?
— Да, как инвалид получаю. Но это же совсем другое...
— Тогда все правильно. Если вы имеете право на получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям (например, являетесь одновременно инвалидом и ветераном труда), то социальная поддержка предоставляется по одному основанию по вашему выбору и в наиболее выгодном для вас объеме.
Вот вы — инвалид и труженик тыла — получаете ЕДВ (ежемесячную денежную выплату), бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, бесплатно лекарства по рецепту врача, ежегодно путевку в санаторий. Вам компенсируется дорога к месту лечения и обратно, предоставляется 50%-ная скидка по оплате жилищно-коммунальных услуг и некоторые другие льготы. То есть вы получаете социальную поддержку как инвалид — в большем объеме, чем труженик тыла.
— Вас беспокоит инвалид I группы, колясочник. Жена тоже инвалид, живем вдвоем. В общем, мы довольны работой социальной службы, но у нас есть просьба. Нам делают новые подъемники в ванну, но они перемещаются только вверх и вниз. А есть подъемники, которые двигаются справа налево тоже. Мы хотели бы, чтобы нам установили именно такие.
— Все это возможно. Вам подойдет потолочная подъемная система, которую сегодня ставят инвалидам с тяжелыми ограничениями в передвижении. Потолочный подъемник дает возможность перемещаться из комнаты в коридор, ванную, туалет, при этом инвалид находится в зафиксированном положении в специальной сетке и может, не покидая ее, проводить санитарно-гигиенические процедуры.
Чтобы попасть в список на установку данных подъемных устройств, нужно иметь соответствующую запись в индивидуальной программе реабилитации. Но этого недостаточно. К сожалению, такая потолочная система может быть установлена не в каждой квартире — нужны определенные технические условия. Узнать все подробно или подать заявление на установку можно в «Службе одного окна» Департамента социальной защиты населения города Москвы или органов социальной защиты по месту жительства.
— Уважаемый Владимир Аршакович, я была у вас на приеме в конце апреля по поводу компенсации за операцию на шейке бедра. Вы мне тогда сказали, что вопрос будет рассматривать горкомиссия. В результате я получила 25 тысяч рублей вместо затраченных на операцию 100 тысяч. Это правильно?
— Да, это правильно. Дело в том, что ветеранам Великой Отечественной войны оказывают единовременную материальную помощь на оплату дорогостоящих операций и лекарственных средств. Решение о размере этой помощи принимает межведомственная комиссия, куда входят представители Департамента социальной защиты населения, Департамента здравоохранения, общественных ветеранских организаций города. Комиссия рассматривает материально-бытовые условия проживания, документы, подтверждающие расходы. Однако 100%-ная компенсация затрат на операции и лекарства не предусмотрена.
— Что представляет собой «тревожная кнопка для ветерана»?
— Это специальный телефон, который дает возможность очень быстро и просто, нажатием одной кнопки, связаться со специальным диспетчерским пунктом. Операторы круглосуточно принимают сигналы от ветеранов и в зависимости от их характера осуществляют вызов «скорой помощи», спасателей, полиции, представителей социальных, коммунальных и других служб города, дают рекомендации, как поступить в той или иной ситуации, оказывают первичную социально-правовую и психологическую помощь. Диспетчер контролирует прибытие на место представителей служб, уточняет результаты оказанной помощи, связывается с сиделкой и родственниками ветерана. Количество штатных диспетчеров — 12 человек, одновременно дежурят 3 диспетчера.
Отмечу особо, что система «Тревожная кнопка» себя полностью оправдала: благодаря ей в прошлом году удалось спасти жизнь более 10 ветеранов! В среднем ежедневно в диспетчерский центр поступает около 250 обращений ветеранов по различным вопросам. Всего же аппаратами «Тревожная кнопка» обеспечено более 19 тыс. человек.
— Скажите, пожалуйста, имеются ли льготы для ветеранов войны, тружеников тыла, инвалидов на установку счетчиков для воды?
— К сожалению, не имеются. Но в исключительных случаях мы стараемся помочь, оказав ветерану необходимую материальную помощь.
— Кто должен информировать ветерана о льготах и услугах?
— Мы издаем ежегодно брошюры, которые кладут к вам в почтовые ящики, чтобы все жители столицы знали о мерах соцподдержки, которые осуществляются городскими властями. Дополнительно мы ведем разъяснительную работу через средства массовой информации, в круглосуточном режиме работает сайт департамента.
— Сколько на сегодняшний день имеется пансионатов для ветеранов в черте города и как туда попасть?
— В системе департамента работают 9 пансионатов для ветеранов труда, из них 8 находятся в черте города. Предназначены они для комплексного медико-социального и социально-бытового обслуживания пожилых людей. В пансионатах могут проживать и лечиться люди, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе. Проживать в пансионатах можно временно (до полугода) или постоянно. Вне очереди туда направляются участники Великой Отечественной войны, граждане из числа реабилитированных и признанных пострадавшими от политических репрессий. Преимущественным правом приема в стационарные учреждения социального обслуживания пользуются труженики тыла. Для того чтобы получить направление в пансионат, необходимо обратиться в Департамент социальной защиты населения. Решение о направлении принимает специальная комиссия при департаменте.
— Скажите, пожалуйста, кто может стать посетителем центра социального обслуживания? Какие там существуют ограничения по возрасту для пенсионеров, которые хотят получать там горячее питание?
— Мы приглашаем всех пожилых людей в наши отделения дневного пребывания центров социального обслуживания. При этом для пенсионеров нет никаких ограничений по возрасту. Их ждут разнообразные клубы, кружки и салоны различной направленности, для них устраивают индивидуальные и групповые посещения театров, выставок и музеев, проводятся встречи с известными людьми. Кроме того, для ветеранов организовано бесплатное горячее питание. Ежемесячно этой услугой могут воспользоваться более 7000 пожилых людей.
Сегодня в Москве работает 1066 отделений социального и 124 отделения социально-медицинского обслуживания на дому. Временно (до полугода) или постоянно мы оказываем услуги тем гражданам, которые нуждаются в посторонней поддержке и социально-бытовой помощи в надомных условиях. Под эгидой департамента работает 13 патронажных отделений, в каждом из которых обслуживается по 15 человек. Патронажные сестры ухаживают за одинокими и одиноко проживающими инвалидами и пожилыми людьми, утратившими способность к самообслуживанию.
— Планируется ли увеличение бригад для обслуживания ветеранов на дому? Расскажите, пожалуйста, что подразумевает программа «Санаторий на дому» и кто может воспользоваться ее услугами?
— «Санаторий на дому» — это медицинская помощь инвалидам, участникам Великой Отечественной войны и другим льготным категориям ветеранов, которые по состоянию здоровья не могут воспользоваться своим правом на санаторно-курортное лечение. Реабилитация ветеранов осуществляется по специально разработанной программе, рассчитанной на 21 день. Медицинское обслуживание включает врачебный осмотр терапевта, невролога, выполнение инъекций, обработку ран, постоянный контроль за состоянием здоровья со стороны медицинской сестры и обязательное выполнение физиотерапевтических процедур с использованием портативных аппаратов.
Во время курса реабилитации подопечным один раз в неделю доставляются диетические продовольственные наборы. При этом учитываются пожелания пациента, наличие хронических заболеваний, индивидуальная непереносимость отдельных продуктов. В прошлом году услугами службы социально-медицинской реабилитации «Санаторий на дому» воспользовались более 3000 ветеранов.
— Полагаются ли какие-нибудь льготы так называемым детям войны, тем, кто родился с 1932 по 1945 год?
— Федеральным законом «О ветеранах» льготный статус и предоставление каких-либо мер социальной поддержки людям, родившимся в период с 1932 по 1945 год, не предусмотрены. Однако, как правило, граждане, родившиеся перед войной или в годы Великой Отечественной войны, в силу возраста и состояния здоровья в большинстве своем являются инвалидами или ветеранами труда. Им предоставляются значительные меры социальной поддержки, в том числе по проезду городским и пригородным пассажирским транспортом, по оплате жилья и коммунальных услуг и некоторые другие.
Социальная помощь станет разнообразной за счет платных услуг
В канун Дня соцработника руководитель столичного Департамента социальной защиты Владимир Петросян рассказал о новых формах социальной помощи москвичам.
Среди новаций — расширение сети так называемой мобильной социальной службы — разовой помощи многодетным семьям, одиноким матерям, разведенным женщинам и мужчинам, вдовцам и вдовам, людям преклонного возраста. Соцработники посидят с детьми, побудут с пожилым человеком во дворе, помогут добраться до поликлиники или школы, сопроводят в аэропорт или на вокзал, научат правильно обращаться с лежачими больными. Продолжительность оказания такой услуги не более 4 часов. По словам Петросяна, количество пунктов, предлагающих мобильную социальную помощь, за последнее время возросло с 10 до 36.
Еще одно важное нововведение — возрождение платных социальных услуг. За весьма умеренную сумму работник специального сектора ЦСО помоет в квартире окна и полы, погладит белье, сварит обед и даже почитает книгу. Прейскурант предлагаемых платных услуг уже появился в ряде социальных учреждений столицы. Примерная стоимость такой помощи оценивается в 193 рубля в час. Например, мытье окна обойдется где-то в 200 рублей, глажка белья — в 64 рубля за 20 минут. При этом перечень «территориальных гарантированных государством социальных услуг» остается прежним. Платные же услуги, как заверил министр, ориентированы в первую очередь на граждан, не имеющих права на бесплатное социальное обслуживание.
Большое будущее, по мнению руководителя Департамента соцзащиты, и у так называемых отделений дневного пребывания для граждан пожилого возраста и инвалидов. Владимир Петросян назвал их «детским садом» для бабушек и дедушек. Прийти туда можно в 9 часов утра и находиться в течение всего дня вплоть до 18 часов. В таком «детском саду» пожилые люди смогут пообщаться, освоить компьютер, воспользоваться услугой библиотеки, заняться освоением иностранного языка. Всего на базе ЦСО работают более 900 клубов и кружков разной направленности, охватывающих около 100 тысяч человек.
На стадии внедрения находится сегодня система информационной поддержки граждан «Тревожная кнопка». В Таганском районе идет испытание специального браслета, оснащенного кнопкой SOS, который помогает отслеживать в режиме on-line всё, что происходит с его обладателем, и максимально быстро реагировать на тревожную ситуацию. Пилотная партия из 100 браслетов в ближайшие 10 дней уже поступит в распоряжение ветеранов и инвалидов ЦАО Москвы. Всего же в этом году будет роздано 400 «тревожных браслетов». В будущем за небольшую абонентскую плату в 200–300 рублей в месяц такие же браслеты смогут установить и нельготные категории граждан, заверил министр.
В числе технических ноу-хау — обеспечение системой Skype 116 центров социального обслуживания, а именно рабочих мест руководителей. Кстати, точно такие же системы устанавливают с некоторого времени пожилым людям и инвалидам с ограниченными возможностями передвижения. Благодаря скайпу они получают возможность общаться с друзьями и близкими, руководителями ЦСО и представителями районных властей. Владимир Петросян призвал всех желающих оказать спонсорскую помощь в реализации новой пока программы «Скайп-ветеран».
материал: Татьяна Чередникова
газетная рубрика: МОСКОВСКИЙ ГОРОДОВОЙ
Источник: www.mk.ru
© Электронное периодическое издание «MK.ru»