21:48
Спецрежимы претерпели изменения
Комментарий к Федеральному закону от 25.06.12 № 94-ФЗ

Как всегда, к периоду летних отпусков депутаты подготовили для налогоплательщиков новую «пищу для изучения». На этот раз переделке подверглись специальные налоговые режимы — Федеральный закон от 25.06.12 № 94-ФЗ (далее — Закон № 94-ФЗ).
Можно выделить два по истине революционных изменения — появление новой главы НК РФ и добровольность перехода на ЕНВД. Остальные изменения не так велики: где-то налогоплательщики выиграли, где-то — нет.
Но обо всем по порядку.

Одинаково для всех

Но начнем мы все же с изменения в первой части НК РФ. Хотя, по большому счету, главным образом оно имеет отношение как раз к специальным налоговым режимам.
Пункт 2 ст.11 НК РФ дополен важным абзацем, вводящим единое для всех определение коэффициента-дефлятора.
Коэффициент-дефлятор – это коэффициент, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и рассчитываемый как произведение коэффициента-дефлятора, применяемого в предшествующем календарном году, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары, работы, услуги в РФ в предшествующем календарном году. Коэффициенты-дефляторы устанавливаются, если иное не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности и подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" не позднее 20 ноября года, в котором устанавливаются коэффициенты-дефляторы.

ЕСХН
Переход упростился


Произошли послабления в порядке перехода налогоплательщиков на ЕСХН. Отметим, что теперь вместо заявления в налоговую инспекцию должно подаваться уведомление, но это не главное. Важно серьезное смягчение сроков.
Подать уведомление в налоговую инспекцию по месту своего нахождения налогоплательщики смогут в период до 31 декабря (включительно) года, предшествующего году перехода на ЕСХН — п. 1 ст. 346.3 НК РФ. В настоящее время срок для подачи заявления — в период с 20 октября по 20 декабря предшествующего года.
А если налогоплательщик только что создан, то для подачи уведомления ему будет отведено 30 календарных дней с даты постановки на налоговый учет, а не 5 дней - как в настоящее время.
Обратите внимание! Если уведомления о переходе на уплату ЕСХН в установленные сроки не будет, то организации и предприниматели "налогоплательщиками не признаются". Так будет сказано в п. 3 ст. 346.3 НК РФ.
Не можем не отметить явную корявость формулировки. Наверное, законодатели все таки имели в виду, что налогоплательщики не смогут применять ЕСХН, потому что «налогоплательщиками»-то организации и предприниматели останутся в любом случае.
Разумеется, о желании прекратить деятельность, по которой уплачивался ЕСХН, налоговиков также нужно уведомлять. Согласно п. 9 ст. 346.3 НК РФ уведомление нужно будет подать не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности. При этом представить налоговую декларацию по ЕСХН и уплатить сам налог в таком случае нужно будет не позднее 25-го числа месяца, следующего за тем, в котором согласно соответствующему уведомлению прекращена рассматриваемая деятельность.

Половинчатый успех

Сельское хозяйство — весьма специфическая сфера деятельности. Сначала нужно вложить много средств, подождать достаточно продолжительный период времени, снова вкладывая средства, и только потом можно получить доход. (Или не получить — климатические условия нашей страны не всегда благоприятны для сельхозпроизводства). Видимо, законодатели и чиновники Минфина России как раз и не в курсе.
В доказательство можно привести письмо Минфина России от 16.03.11 № 03-11-09/12.
В п. 4 ст. 346.3 НК РФ установлено, что если по итогам налогового периода налогоплательщик не соответствует условиям по размеру доли дохода от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации товаров, работ, услуг - не менее 70 процентов, то он считается утратившим право на применение ЕСХН с начала налогового периода, в котором допущено нарушение указанного ограничения. Эта норма распространяется также на вновь созданные организации, перешедшие на уплату ЕСХН.
А теперь представьте, что вновь созданная компания купила семена, технику, засеяла посевные площади, а результат будет только в следующем году. Что в итоге? В итоге по формальным основаниям она лишается права на применение ЕСХН. Справедливо ли это? Нет.
Оказалось, что судьи больше понимают в сельхозпроизводстве и в постановлениях ФАС Центрального округа от 01.03.12 № А23-2534/2011, ФАС Поволжского округа от 05.04.10 № А72-16139/2009, ФАС Дальневосточного округа от 21.04.10 № Ф03-2288/2010 встали на сторону налогоплательщиков. Причем последнее решение было поддержано в Определении ВАС РФ от 24.08.10 № ВАС-11485/10.
Однако в указанном выше письме Минфина чиновники заявили, что эти судебные постановления им не указ. К сожалению, виноваты в создавшейся ситуации только законодатели.
Теперь они попытались исправиться.
В ст. 346.3 НК РФ появился п.4.1, в котором сказано, что вновь созданная организация (предприниматель) вправе продолжать применять ЕСХН, даже если в первом налоговом периоде у нее отсутствовали доходы от сельскохозяйственной деятельности.
Но почему такая льгота только для тех, кто только начал свою деятельность? А если налогоплательщик уже ведет сельскохозяйственное производство?
Видимо, законодатели решили, что раз налогоплательщик уже ведет свою деятельность, то какие-то доходы, исходя из которых можно определить соответствие лимиту, у него уже должны быть.

Два совета от Минфина в Кодексе

Во-первых, в пп. 23 п. 2 ст. 346.5 НК РФ теперь будет отдельно указано, что к налоговым расходам относятся суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством о налогах и сборах, за исключением самой суммы ЕСХН.
Строго говоря, это казалось как-то само собой разумеющимся. Тем не менее, вопросы со стороны налогоплательщиков по этой теме были — см., например, письмо Минфина России
от 12.10.10 № 03-11-06/1/24. Теперь тема закрыта, но такую поправку можно назвать, скорее, технической.
Во-вторых, на сумму возвращаемой покупателю предоплаты следует уменьшать доходы того периода, в котором производится возврат — пп. 1 п. 5 ст. 346.5 НК РФ.
Отметим, что финансисты и ранее не возражали против этого — например, в письме Минфина России от 12.04.10 № 03-11-06/1/11.

Ликвидация недоразумения

Согласно пп. 1 и пп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ налогоплательщики ЕСХН для расчета налога должны использовать кассовый метод учета.
При этом весьма странно смотрелись положения о том, что при расчете налога нужно учитывать курсовые разницы. Отрицательные были прямо указаны в пп. 30 п. 2 ст. 346.5 НК РФ, положительные — косвенно — через п. 1 ст. 346.5 НК РФ и п. 11 ст. 250 НК РФ.
(См., например, письмо Минфина России от 03.05.12 № 03-11-06/1/07).
Наконец-то это недоразумение ликвидировано.
Подпункт 30 п. 2 ст. 346.5 НК РФ отменен вообще. Зато появился п. 5.1 ст. 346.5 НК РФ, где сказано, что переоценка имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, в связи с изменением официального курса иностранной валюты к валюте РФ, установленного Банком России, в расчета ЕСХН не производится, доходы и расходы от указанной переоценки не определяются и не учитываются.

УСН


Напомним, что УСН и ЕСХН во многом похожи, поэтому в обоих системах некоторые из изменений также совпадают.

Ситуация с переходом

Лимит для перехода на УСН, равный 15 000 000 руб., канет в Лету. С 01.10.12 он уже окончательно становится равным 45 000 000 руб. При этом данная величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на УСН, подлежит индексации не позднее 31 декабря текущего года на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год. Согласно п. 4 ст. 8 Закона № 94-ФЗ на 2013 год этот коэффициент будет равен 1.
Соответственно, и лимит в размере 60 000 000 руб., который нужно соблюсти, чтобы не потерять право на применение УСН, тоже сохранился — п. 4 и 4.1 ст. 346.13 НК РФ.
Учтите, что со следующего года налогоплательщики, которые будут одновременно применять УСН и патентную систему, при определении доходов для соблюдения максимальной величины, ограничивающей право на применение УСН, должны учитывать доходы одновременно по двум спецрежимам. Об этом сказано в п. 4 ст. 346.13 НК РФ.

Нематериальное не влияет

В соответствии с новым вариантом пп. 16 п. 2 ст. 346.12 НК РФ с 01.01.13 не вправе применять УСН организации, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превышает 100 млн рублей. Как видите, стоимость нематериальных активов отсюда «вылетела».
Однако отметим, что никак не решилась проблема с тем, что налоговики и финансисты распространяют действие этого подпункта и на индивидуальных предпринимателей — см., например, письма Минфина России от 22.09.10 № 03-11-11/249, от 21.05.10 № 03-11-11/147, от 27.10.09 № 03-11-09/357 и от 11.12.08 № 03-11-05/296.

Технические вопросы

Как и в случае с ЕСХН, заявительный порядок перехода на УСН в п. 2 ст. 346.12 НК РФ изменится на уведомительный.
Изменился и срок подачи уведомления - не позднее 31 декабря года, предшествующего году перехода на УСН, а не в период с 1 октября по 30 ноября, как сейчас.
Вновь созданная организация или вновь зарегистрированный предприниматель могут подать уведомление в течение 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговой инспекции. Об этом сказано в п. 2 ст. 346.13 НК РФ. В настоящее время на данное действие отведено всего 5 дней.
Теперь обратим ваше внимание на новацию, которую продавили контролирующие органы. Посмотрим, например, письмо ФНС России от 02.11.10 № ШС-37-3/14713@.
Налоговики сообщили, что пятидневный срок является пресекательным. Если в установленный срок налогоплательщики не подали заявление, то они не вправе применять УСН с даты постановки на учет в налоговом органе, то есть "по умолчанию" они становятся налогоплательщиками общего режима налогообложения.
Так как переход на УСН является добровольным, то налоговики не направляют налогоплательщикам уведомления о возможности или невозможности применения данными налогоплательщиками УСН. Но при нарушении установленных сроков подачи заявлений налоговики направляют заявителю сообщение о невозможности рассмотрения его заявления о переходе на УСН.
Однако у судей было другое мнение — см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 03.02.12 № А65-15105/2011, ФАС Северо-Кавказского округа от 25.01.12 № А32-12479/2011 и ФАС Западно-Сибирского округа от 24.01.12 № А27-6733/2011.
Так, ФАС Поволжского округа пришел к выводу, что фактически вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели заявляют не о переходе на УСН, а о первоначальном ее выборе, который носит заявительный характер. А пятидневный срок вовсе не является пресекательным.
Теперь ситуация кардинально изменится. Как будет указано в пп. 19 п. 2 ст. 346.12 НК РФ, налогоплательщики не смогут перейти на УСН, если не уведомят о переходе на УСН в сроки, установленные в п. 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ.
Появился п. 8 ст.346.13 НК РФ. Там сказано, что при прекращении деятельности, в отношении которой применялась УСН, налогоплательщику следует подать налоговикам уведомление не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности.
Изменилась ст. 346.23 НК РФ. В нее добавлено, что если налогоплательщик прекратил деятельность, по которой применял УСН, то он обязан представить налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором, согласно своему уведомлению, прекратил данную деятельность. Кроме того, налогоплательщик обязан будет представить налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором на основании п.4 ст.346.13 НК РФ он утратил право применять УСН.

И еще две поправки

Мы обсуждали эти поправки в разделе об ЕСХН, для УСН они аналогичны, потому мы их только упомянем.
Во-первых, это отказ от учета расходов в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте. А в п. 5 ст. 346.17 НК РФ будет сказано, что такая переоценка не производится, доходы и расходы по ней не определяются и не учитываются.
Во-вторых, для тех «упрощенцев», которые уплачивают единый налог с суммы доходов, появилось право вычитать из суммы налогов не только сумму обязательных страховых взносов, но и сумму платежей по договорам добровольного личного страхования, заключаемым в пользу работников. Разумеется, лимит на вычет в 50 процентов от суммы налога никуда не делся.

ЕНВД
Рабство отменяется


Отныне в п. 1 ст. 346.28 НК РФ будет сказано, что налогоплательщики переходят на уплату ЕНВД добровольно. Больше не нужно изобретать никаких налоговых схем, чтобы не переходить на ЕНВД. (Да, были и такие).
Соответственно, исчез второй абзац п. 2.3 ст. 346.26 НК РФ, в соответствии с которым если налогоплательщик, утративший право на применение ЕНВД, в дальнейшем осуществляет виды деятельности, переведенные на ЕНВД, без нарушения установленных требований, то он снова обязан перейти на ЕНВД с начала следующего налогового периода по единому налогу, то есть с начала квартала, следующего за кварталом, в котором налогоплательщиком были устранены выявленные нарушения.
Вследствие этого подача налоговикам заявления о снятии с учета в качестве налогоплательщика единого налога необходима не только при прекращении деятельности, облагаемой ЕНВД или нарушении условия применения системы, но и при переходе на иной режим налогообложения - п. 3 ст. 346.28 НК РФ.

По письмам Минфина

Целый ряд поправок, думается, был вызван оживленной перепиской налоговиков и финансистов, а также вмешательством в спор арбитражных судов.
Неужели законодатели обратили на это внимание?
Начнем с пп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ. Там было сказано об оказании услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств. Таким образом, формально получалось, что мототранспортные средства из-под этого определения выпали.
Тем не менее, если посмотреть, скажем, на письмо Минфина России от 17.08.11 № 03-11-11/211, то выясняется, что финансисты подводили мототранспортные средства под действие пп. 3 п. 2 ст.346.26 НК РФ. Они указывали, что исходя из ст. 346.27 НК РФ к услугам по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам и организациям по перечню услуг, предусмотренному ОКУН, утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.93 № 163. Согласно ОКУН в группу 017000 "Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования" включена, в частности, группировка 017500 "Техническое обслуживание и ремонт мототранспортных средств".
И вот, чтобы никаких сомнений больше не было, в пп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ слово «автотранспортных» заменено на слово «автомототранспортных».
Не меньшее количество споров вызывал вопрос о возможности обложения ЕНВД услуг по проведению техосмотра транспортных средств. Разброд и шатания здесь были полнейшие.
Сначала сами финансисты — например, в письме Минфина России от 31.08.07 № 03-11-04/3/349 — решили, что если услуга по проведению техосмотра оказывается физическому лицу, то она подпадает под ЕНВД. Для целей ЕНВД определено понятие бытовых услуг как платных услуг, оказываемых физическим лицам, предусмотренных ОКУН ОК 002-93, утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.93 № 163, а контрольно-диагностические работы согласно ОКУН отнесены к группе 01 "Бытовые услуги".
Потом мнение чиновников изменилось на противоположное — можно посмотреть, например, письма Минфина России от 14.05.12 № 03-11-06/3/33, от 14.09.10 № 03-11-06/3/127 и от 12.11.09 № 03-11-09/371.
Они передумали, и решили, что в ОКУН оказание населению услуг по техническому осмотру транспортных средств, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 01.07.11 № 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", не отражено.
Новое мнение финансистов поддержал ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 03.11.10 № А33-1572/2010.
А вот другие суды решили этот вопрос в пользу применения ЕНВД: постановления ФАС Северо-Западного округа от 16.12.11 № 05-14092/2010 и ФАС Центрального округа от 27.02.10 № А14-13564/2009/398/24. Причем отметим, что последнее постановление было поддержано в Определении ВАС РФ от 24.08.10 № ВАС-7809/10.
В общем, теперь вопрос решился. В определениях ст. 346.27 НК РФ, там, где говорится об услугах по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств, добавлено, что к ним относятся, в том числе, платные услуги по проведению технического осмотра автомототранспортных средств на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности в целях допуска к участию в дорожном движении на территории РФ, а в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, также за ее пределами.
Решился вопрос с ремонтом по гарантии. Из рассматриваемого абзаца об услугах по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств были удалены слова «услуги по гарантийному ремонту и обслуживанию». А находились они в перечне услуг, которые к ремонту автомототранспортных средств в целях перехода на ЕНВД не относятся. Из-за этого — см. письмо Минфина России от 31.03.11 № 03-11-06/3/40 — финансисты требовали применять к оказанию этих услуг или общую систему налогообложения, или УСН.
Теперь гарантийный ремонт транспорта получает «равные права» с обычным ремонтом в части возможности уплаты ЕНВД.
Ну и напоследок фактически техническая правка. Речь идет о размещении рекламы на транспортных средствах. Изменилась формулировка пп. 11 п. 2 ст. 346.26 НК РФ. Теперь там сказано о размещении рекламы как на внутренних, так и на внешних поверхностях транспортных средств. Минфин России и раньше полагал, что и в старой формулировке этого подпункта имеются в виду и те, и другие поверхности. Но пусть лучше это будет зафиксировано в самом тексте НК РФ.

До копейки

Налогоплательщики довольно редко начинают свою деятельность ровно с 1-го числа налогового периода. Это, скорее, исключение из правил.
Поэтому существуют правила, как платить единый налог, если постановка или снятие с учета в качестве плательщика ЕНВД произошли в пределах налогового периода.
В п. 10 ст. 346.29 НК РФ указано, что вновь зарегистрированный налогоплательщик рассчитывает ЕНВД исходя из количества полных месяцев работы, начиная с месяца, следующего за месяцем регистрации компании или предпринимателя.
Случай с прекращением вмененной деятельности в течение налогового периода более сложный. (Очередной пробел в законодательстве). Здесь порядок уплаты налога приходится выводить через п. 9 ст. 346.29 НК РФ как ситуацию с изменением физического показателя. Как сказано в письме Минфина России от 29.07.09 № 03-11-06/3/196, в случае прекращения деятельности в течение квартала ЕНВД не уплачивается, начиная с первого числа месяца, в котором налоговым органом произведено снятие с учета в качестве налогоплательщика ЕНВД.
Если подумать, то такая система была выгоднее именно для налогоплательщиков. Можно было зарегистрироваться в начале месяца, спокойно работать, а платить единый налог только с первого числа следующего месяца. Или сняться с учета ближе к концу месяца, и не платить единый налог с 1-го числа этого месяца.
Все. Теперь все будет учтено до копейки! Пункт 10 ст. 346.29 НК РФ полностью переписан. Размер вмененного дохода за квартал, в течение которого произведена постановка налогоплательщика на учет в налоговом органе в качестве плательщика единого налога рассчитывается начиная с даты его постановки на учет в качестве такого плательщика.
Размер вмененного дохода за квартал, в течение которого произведено снятие налогоплательщика с учета, рассчитывается с первого дня налогового периода до даты снятия, указанной в уведомлении налогового органа.
В случае, если постановка налогоплательщика на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога или их снятие с указанного учета произведены не с первого дня календарного месяца, размер вмененного дохода за данный месяц рассчитывается исходя из фактического количества дней осуществления налогоплательщиком деятельности по формуле:

ВД = БДхФП / КД х КД1

где
ВД - сумма вмененного дохода за месяц;
БД - базовая доходность, скорректированная на коэффициенты К1 и К2;
ФП - величина физического показателя;
КД - количество календарных дней в месяце;
КД1 - фактическое количество дней осуществления предпринимательской деятельности в месяце в качестве плательщика единого налога.

Обратите внимание! Напомним, что согласно п. 6 ст. 6.1 НК РФ если в НК РФ говорится о днях, то имеются в виду рабочие дни. Поэтому в приведенной формуле делить нужно на календарные дни, а умножать — на рабочие.

Возможно, пригодится

Возможно, кому-то эта льгота и поможет. Хозяйственная жизнь весьма многообразна, и всех вариантов не предусмотришь. Но нам кажется, что для большинства налогоплательщиков она явно бесполезна.
Речь идет о п. 2 ст. 346.32 НК РФ. В настоящее время там сказано, что сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, может быть уменьшена налогоплательщиками на сумму обязательных страховых взносов, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности.
Теперь сумму единого налога можно будет уменьшить на сумму:

•обязательных страховых взносов, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом периоде при выплате налогоплательщиком вознаграждений работникам;
•пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29.12.06 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями, за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Законом № 255-ФЗ;
•платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Законом № 255-ФЗ. При этом такие платежи (взносы) уменьшают сумму единого налога, если сумма страховой выплаты по таким договорам не превышает определяемого в соответствии с законодательством РФ размера пособия по временной нетрудоспособности за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Законом № 255-ФЗ.
Самое главное. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена на сумму указанных выше расходов более чем на 50 процентов.
Вот и все. Осмелимся предположить, что у большинства налогоплательщиков одна только сумму начисляемых обязательных страховых взносов превосходит этот лимит. Так что до таких изысков как платежи по договорам добровольного личного страхования дело просто не дойдет.

Патентная система

УСН на патенте больше нет. Вместо этого «отростка» от УСН в НК РФ появился полновесный специальный налоговый режим — глава 26.5 НК РФ «Патентная система налогообложения».
Срок действия уже выданных патентов и тех, что будут выданы до конца текущего года по правилам ст. 346.25.1 НК РФ заканчивается 31 декабря 2012. Так сказано в п. 3 ст. 8 Закона № 94-ФЗ. При этом стоимость таких патентов будет снижена с учетом их фактического срока действия, а излишне уплаченная стоимость подлежит зачету или возврату в порядке, установленном в ст. 78 НК РФ.
Патентная система должна вводиться законами субъектов РФ, которые должны быть опубликованы не позднее 01.12.12. И если это произойдет, то на основании п. 1 и 2 ст.8 Закона № 94-ФЗ предприниматель, который захочет получить патент с 01.01.13, должен подать в инспекцию соответствующее заявление не позднее 20.12.12.
Как система заработает на практике, мы еще увидим после 01.01.13, а пока она выглядит следующим образом.

Жесткие условия

Согласно п. 5 ст. 346.43 НК РФ при применении патентной системы предприниматель вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера. Но при этом средняя численность наемных работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не должна превышать за налоговый период 15 человек по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым предпринимателем.
Что из этого следует?
Во-первых, обратите внимание, что речь идет не о среднесписочной численности, а именно о средней. Этот показатель включает в себя среднесписочную численность, а также среднюю численность работающих по внешнему совместительству и по гражданско-правовым договорам. Так прописано в п. 77 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения, утв. приказом Росстата от 24.10.11 № 435.
Во-вторых, предприниматель может привлекать не более 15 человек в целом по всем видам своей деятельности, в том числе и не охватываемым патентом.
Ограничение по сумме выручки, при которой возможно применение патента, составляет 60 000 000 руб. Однако важно учесть, что при расчете данного показателя необходимо суммировать доходы, полученные от деятельности в рамках применения как патентной системы, так и УСН.
Если ограничения по численности работников или по объему выручки будут нарушены, или налог по патентной системе не будет уплачен в срок, то налогоплательщик утратит право на применение патента с начала налогового периода. Иначе говоря - с даты выдачи патента.
При таком развитии событий предпринимателю придется уплатить налоги по общей системе налогообложения как вновь зарегистрированному предпринимателю. Отметим, что предприниматель получает право уменьшить НДФЛ за соответствующий период на сумму уже уплаченного единого налога.
Обратите внимание! Нельзя будет получить патент в отношении деятельности, которая осуществляется в рамках простого товарищества или договора доверительного управления имуществом.

Общие положения

Предприниматель, перешедший на патент, освобождается от уплаты НДФЛ, налога на имущество физических лиц и НДС по деятельности, облагаемой в рамках патентной системы. Однако он должен будет платить НДС по видам деятельности, по которым не перешел на патент, при ввозе товаров на территорию России, при осуществлении операций, облагаемых в соответствии со ст. 174.1 НК РФ, то есть в рамках договоров простого товарищества, доверительного управления имуществом и т.д.
В п. 2 ст. 346.43 НК РФ приведен перечень видов деятельности, на которые возможно получение патента. Перечень видов деятельности очень большой. Особо отметим то, что относится к розничной торговле и общественному питанию:

•розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м по каждому объекту организации торговли;
•розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети;
•услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 кв. м по каждому объекту организации общественного питания.
Кроме того, субъекты РФ имеют право вводить патентную систему также в отношении иных бытовых услуг, указанных в ОКУН, но не указанных в НК РФ.
Патент будет выдаваться на срок от одного до двенадцати месяцев, но только в пределах одного календарного года. Соответственно, срок действия патента на следующий календарный год перенести нельзя.
Налогоплательщики на патенте получили право не использовать ККТ при условии выдачи по требованию покупателя или клиента документа, подтверждающего прием денежных средств. Это право будет предусмотрено в п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Туда — обратно

Срок подачи в налоговую инспекцию заявления на выдачу патента составляет 10 дней до даты начала применения этого налогового режима.
Обратите внимание! Предпринимателю не нужно одновременно с заявлением на получение патента подавать заявление о постановке на учет в субъекте РФ, где он не зарегистрирован как налогоплательщик, если он собирается вести там деятельность, подпадающую под патент. Это следует из п. 2 ст. 346.45 НК РФ.
Закрытый перечень оснований для отказа налоговой инспекцией в выдаче патента предпринимателю приведен в п. 4 ст. 346.45 НК РФ:

•несоответствие установленному перечню видов деятельности;
•указание срока действия патента, не соответствующего возможным пределам его выдачи;
•попытка перехода на патентную систему в тот же год, в котором уже было утрачено право на применение этого режима или в котором была прекращена соответствующая предпринимательская деятельность;
•недоимка по налогу, уплачиваемому в связи с применением патентной системы.
На основании п. 6 -8 ст. 346.45 НК РФ налогоплательщик должен сообщить налоговикам о прекращении деятельности на патенте или утрате права на применение патента в течение 10 календарных дней.

Размер и порядок

Налоговую декларацию представлять не надо. Налоговый учет нужно будет вести в Книге учета доходов индивидуального предпринимателя, применяющего патентную систему налогообложения. Форму и порядок заполнения этой книги должен утвердить Минфин России. Это сказано в п. 1 ст. 346.53 НК РФ.
Налоговая ставка составляет 6 % от потенциально возможного годового дохода.
Если период, на который выдан патент, не превышает шести месяцев, то налог полностью уплачивается не позднее 25 календарных дней после начала действия патента.
Если патент выдан на более длительный срок, то не позднее указанных 25 дней следует уплатить лишь одну треть суммы. Оставшуюся часть нужно заплатить не позднее 30 календарных дней до момента окончания налогового периода.
Соответственно, налоговый период заканчивается или в последний день действия патента или на дату досрочного прекращения предпринимательской деятельности, указанную в соответствующем заявлении предпринимателя.

Льготы по страховым взносам

Для предпринимателей на патенте в Федеральном законе от 24.07.09 № 212-ФЗ предусмотрены пониженные ставки обязательных страховых платежей.
Однако есть исключения, прямо указанные в пп. 14 п. 1 ст. 58 этого закона. Для предпринимателей, которые сдают в аренду недвижимость, осуществляют розничную торговлю или оказывают услуги общественного питания, льготные взносы не предусмотрены.
Обратите внимание! Возможность уменьшения стоимости патента на страховые взносы на обязательное страхование не предусмотрена. Сознательно так поступили законодатели, или просто в очередной раз дали маху, неизвестно.
Но то, что это крайне неприятный сюрприз для всех потенциальных получателей патента, несомненно.
Александр Анищенко,
эксперт Аналитического департамента
Палаты налоговых консультантов

Источник: www.nalog-forum.ru
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]