Их можно решить, если обратиться к мировому опыту построения пенсионных систем и использовать уникальные возможности, которые в состоянии обеспечить рынок негосударственных пенсионных фондов.
Мировые тенденции
Вопрос о необходимости пенсионной реформы стоит не только перед Россией, но и перед благополучными странами Запада. В большинстве стран мира до сих пор преобладает распределительная пенсионная система, основанная на принципе "солидарности поколений", когда пенсии пенсионерам выплачиваются из обязательных платежей, которые сейчас платят работающие граждане.
Поэтому государственные распределительные пенсионные системы во всех развитых странах дополняются личными пенсионными программами, а также программами по месту работы. За счет государственных источников финансируется не более 30% индивидуальной ставки замещения для граждан. Оставшаяся часть пенсии в большинстве стран финансируется из негосударственных источников. Средства для этого в течение всей трудовой жизни работника формируются в негосударственных пенсионных фондах (НПФ) его работодателем и им самим.
Такой подход позволяет дополнительно к государственному минимуму финансировать до 40% индивидуальной ставки пенсионного замещения. Государство лишь создает благоприятные условия для работы НПФ, мотивирует работников и работодателей к формированию пенсионных отчислений.
Россия так же, как и многие страны мира, столкнулась с множеством проблем при осуществлении пенсионного обеспечения своих граждан (неблагоприятная демографическая ситуация, дефицит бюджета по государственному пенсионному страхованию), а итогом для большинства пенсионеров стал низкий уровень пенсий. Средний размер пенсии в 2006 году составлял 2726 рублей при среднем размере заработной платы 10 728 рублей.
Вновь созданная пенсионная система России сразу же столкнулась с рядом проблем, которые до настоящего времени решить так и не удалось. Во-первых, материальное положение российских пенсионеров улучшается слишком медленно и не соответствует представлениям о достойной старости. Борьба с бедностью среди пенсионеров проводится только путем увеличением базовой части трудовой пенсии.
Во-вторых, растет дефицит Пенсионного фонда РФ. Пока он покрывается за счет госбюджета. Дополнительные расходы пенсионной системы покрываются за счет других налоговых поступлений. В-третьих, население по-прежнему очень плохо информировано о целях и принципах пенсионной реформы.
Российские граждане разучились самостоятельно заботиться о своей старости и до сих пор считают, что это проблема государства. Они начинают интересоваться вопросами пенсионного обеспечения только в предпенсионном возрасте, когда уже поздно самостоятельно копить на пенсию. Из-за этого происходит слишком медленное формирование инвестиционного потенциала накопительной системы. Лишь небольшая часть граждан (около 10%), имеющих право на выбор модели инвестирования своих пенсионных накоплений, выбрали частные финансовые институты - негосударственные пенсионные фонды и частные управляющие компании.
И, наконец, государство допускает изменения "правил игры" при проведении пенсионной реформы, что еще больше подрывает доверие населения к ней.
Битва за выживание
Организованный рынок НПФ в России был образован в 1992 году. За время формирования и развития рынка фонды сумели аккумулировать более 443 млрд. рублей пенсионных резервов (данные на 1 октября 2007 года. - "ЭВ"), что почти в 105 раз больше, чем в 1998 году. В систему негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) было привлечено более 6,6 млн. человек (рост по сравнению с 1998 годом в 3,6 раза), из которых 9 92,7 тыс. человек получают негосударственную пенсию. По итогам 9 месяцев 2007 года было выплачено пенсий на 9,9 млрд. рублей (в 2006 году - 10,3 млрд. рублей).
Эти показатели свидетельствуют о достаточно устойчивом развитии рынка НПО. Негосударственные пенсионные фонды заняли важное место как в пенсионной системе России, так и на ее финансовом рынке. Но результаты деятельности рынка НПФ в целом следует признать скромными по сравнению с зарубежными фондами. Во многих странах роль негосударственных пенсионных фондов, аккумулирующих более 50% ВВП, по своей важности соответствует уровню банковской системы.
Российским НПФ пока до таких показателей очень и очень далеко. Соотношение пенсионных резервов и пенсионных накоплений НПФ к ВВП в 2005 году составило всего 1,29%, а в 2006 году - 1,57%. Соотношение активов НПФ и банковского сектора в 2005 году выражалось в 3,53%, а в 2006 году - 3,64%.
Сегодня услугами негосударственных пенсионных фондов пользуются в основном корпоративные клиенты (обычно работодатели, платящие за своих работников). Физических лиц, выступающих "вкладчиком в свою пользу", мало. И как бы ни улучшалась ситуация с информированностью граждан о возможностях НПФ, до сих пор не многие морально готовы добровольно откладывать средства на свою будущую старость.
Таким образом, на сегодняшний момент рынок НПФ "выживает" только за счет ряда крупных корпоративных пенсионных программ, обеспечивающих совокупно более 90% объема пенсионных резервов. Реальный рыночный потенциал системы сегодня не используется. Безусловный и постоянный лидер по объему пенсионных резервов - НПФ "Газфонд" с 250,4 млрд. рублей. Далее идут НПФ "Благосостояние" с объемом пенсионных резервов 56,5 млрд. рублей, Ханты-Мансийский НПФ (21,3 млрд. рублей), НПФ электроэнергетики (12,6 млрд. рублей). Замыкает пятерку лидеров НПФ "Транснефть" (9,2 млрд. рублей).
НПФ уже начали реализовывать свой потенциал в области розничного пенсионного страхования - в обязательном пенсионном страховании (ОПС) отмечается впечатляющая динамика. По данным ФСФР, за 9 месяцев 2007 года объем пенсионных накоплений вырос на 15,6 млрд. рублей, или на 156,42%. Лидирующий по объемам пенсионных накоплений НПФ "Благосостояние" привлек к концу третьего квартала 7,1 млрд. рублей.
Например, активизировать рынок НПФ могло бы введение налоговых преференций для работодателей, участвующих в программах НПО. "Существующая в настоящее время система тройного налогообложения мешает реализации корпоративных пенсионных программ, - считает исполнительный директор НПФ "Русь" Сергей Фаянс. - Те предприятия, которые хотят вступить в корпоративную пенсионную программу, на входе не должны быть обременены налогами. Достаточно тех налогов, которые существуют на выходе, когда пенсионеры, получающие корпоративную пенсию, платят государству налог на доходы физических лиц".