Прежде чем вступать в деловые отношения с каким-либо новым контрагентом и подписывать договор о сотрудничестве с ним, мы стараемся основательно проверять его надежность и юридическую правоспособность. Опыт показывает, что поставщик может оказаться несуществующим юридическим лицом. Поэтому принцип «доверяй, но проверяй» весьма актуален в настоящее время в сфере предпринимательской деятельности. А это влечет необходимость проверки документов и поиск дополнительной информации.
Мы собираем информацию о будущем контрагенте самостоятельно или же обращаемся за помощью в специализированную организацию. При этом надо помнить, что в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» соответствующие сведения должны быть получены только законными способами.
Для начала мы просим заполнить «карточку контрагента»
Перед заключением договора с новым контрагентом секретари нашей организации высылают по факсу или электронной почте «карточку контрагента» и предлагают ее заполнить. В такой карточке предусмотрено заполнение основных сведений о компании (табл. 1).
В случае когда сделка крупная и товар отпускается с рассрочкой платежа (например, 30 календарных дней), мы запрашиваем также копии свидетельства о регистрации и внесении соответствующей записи в ЕГРЮЛ и свидетельства о постановке на налоговый учет.
Сведения ЕГРЮЛ мы получаем по официальному запросу
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения ЕГРЮЛ являются открытыми и предоставляются любому лицу на возмездной основе. Заявление о предоставлении информации по сведениям ЕГРЮЛ по интересующей нас организации мы составляем в произвольной форме на имя начальника налоговой инспекции. На заявлении обязательно ставится печать.
В полученной выписке из ЕГРЮЛ будут содержаться общие сведения:
— состоит ли компания на налоговом учете;
— кто является учредителем (без паспортных данных);
— каков уставный капитал.
За выписку придется заплатить 200 рублей (тогда ее выдадут в течение пяти рабочих дней) или 400 рублей за срочность (выдадут в течение одного дня).
Заметим, что расходы, произведенные в связи с оплатой услуг по получению из ЕГРЮЛ данных по сторонней организации, по мнению налоговиков, не удовлетворяют критериям признания расходов для целей налогообложения прибыли. В связи с чем такие затраты не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль (письмо УФНС по г. Москве от 22 декабря 2005 г. № 20-12/95335).
Для получения от инспекции данных о налоговой добросовестности компании придется постараться
При возникновении сомнений в том, что деятельность предполагаемого партнера является стабильной, в своей налоговой инспекции можно затребовать сведения:
— регулярно ли запрашиваемая организация сдает отчетность и не нарушает ли при этом сроков сдачи;
— не привлекалась ли организация к налоговой ответственности;
— не нарушает ли сроков уплаты налогов и платит ли их вообще.
На деле от московских инспекторов получить такую информацию в официальном порядке нереально. На практике они отказывают в такого рода информации1. И все же мы прилагаем все усилия, поскольку законодательство не ограничивает наши права на получение подобных сведений. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 102 НК РФ информация о нарушениях налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за них не является налоговой тайной. Поэтому от инспекции необходимо требовать ответы на такие запросы.
Данные о финансовом состоянии контрагента мы берем в госстатистике
Кроме того, нашей организацией используется такой способ получения сведений о предприятии-партнере, как запрос в органы госстатистики (ГМЦ РОССТАТА). Там мы обычно получаем данные из бухгалтерской отчетности интересующих нас компаний. В частности, бухгалтерский баланс (форма № 1) и отчет о прибылях и убытках (форма № 2). Все это позволяет нам оценить в целом финансовую благонадежность контрагента. Перечисленные сведения также предоставляются госорганом на возмездной основе (в настоящий момент — 35 880 руб. за 1 выписку).
Сверка данных ведется ежеквартально
Однократного сбора информации, к сожалению, недостаточно, ведь контрагент вполне может внести изменения в сведения ЕГРЮЛ. Тем более, что для этого ему потребуется всего пять рабочих дней. Поэтому для лишней подстраховки мы включаем в договоры обязательство сторон информировать друг друга об изменениях в их реквизитах в определенный срок. Кроме того, раз в квартал мы осуществляем комплексную перепроверку данных. Особенно если цена сделки слишком велика.
Таблица 1 Карточка контрагента
Данные, представляемые контрагентом | |
1 | Название организации |
2 | Ф.И.О. и должность лица, подписывающего договор |
3 | Основание правомочий лица, подписывающего договор (устав, доверенность или иное) |
4 | ИНН, КПП, ОГРН (ЕГРЮЛ) |
5 | ОКВЭД |
6 | Юридический адрес (адрес местонахождения), телефон, факс |
7 | Почтовый адрес |
8 | Банковские реквизиты (р/сч, кор/сч, БИК, название банка) |
9 | Реквизиты грузополучателя |
Таблица 2 Адреса сайтов для сбора дополнительной информации о контрагентах
Наименование информации | Организация — владелец сайта | Адрес сайта |
1. Сведения обо всех юридических лицах, внесенных в ЕГРЮЛ (по состоянию на текущий месяц) | Федеральная налоговая служба | http://egrul.nalog.ru/fns/index.php |
2. Адреса массовой регистрации юридических лиц | Федеральная налоговая служба | http://www.nalog.ru/inf_deyat.html |
3. Компании, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица | ||
4. Список решений о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ, принятых регистрирующими органами (по состоянию на текущий месяц) | Журнал «Вестник государственной регистрации» | http://search.vestnik-gosreg.ru/ |
1 О том, что даже отрицательный ответ из инспекции помогает доказать, что компания проявила «должную осмотрительность» при выборе поставщика, читайте в журнале «Проверка в компании» № 4, 2008, стр. 45.
из практики
Что еще поможет доказать право на вычет НДС
Светлана Никольская, юрист компании ООО «Белый дом»
У налоговых инспекторов могут возникнуть сомнения в достоверности сделки и добросовестности ее участников, если при проверке выяснится, что в первичных документах указаны неверные сведения.
Главным основанием, по сути, для отказа в вычетах по НДС инспекторы считают нарушение требований статьи 169 НК РФ при составлении счетов-фактур. При этом имеется постановление Президиума ВАС РФ от 18 октября 2005 г. № 4047/05, где указано, что данные первичных документов, в том числе о лицах, осуществивших операцию, должны соответствовать фактическим обстоятельствам дела.
Поэтому, если счет-фактура подписан неуполномоченным лицом, нет расшифровки подписи, в документе не совпадают юридический и фактический адреса, имеются исправления, не заверенные подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления, налоговики откажут в вычете НДС. Если же правом подписи кроме директора и бухгалтера наделен еще кто-то из работников, обязательно должен быть приказ по предприятию с указанием полномочий. И копию такого приказа стоит запросить у контрагента.
Помогут подтвердить факт выставления счета-фактуры и его оплаты, а также то, что адрес поставщика, указанный в счетах-фактурах, совпадает с адресом, названным в договоре (фактическим, юридическим), письма от контрагента в ответ на запрос компании. Так, при проверке нашей компании налоговый инспектор потребовал у нас учредительные документы. После чего выяснилось, что фактическое местонахождение нашего предприятия не совпадает с юридическим адресом, указанным в уставных документах. Спасло нас от выяснения отношений с проверяющими по зачету НДС только то, что в счетах-фактурах был указан юридический адрес согласно договору, а сама компания фактически ведет свою деятельность.
Вместе с тем имеются примеры из арбитражной практики, когда суд делал вывод, что отсутствие общества и его контрагентов по своим юридическим адресам, отсутствие основных средств не могут служить безусловным основанием для вывода о недобросовестности компании (постановление ФАС СЗО от 27 февраля 2007 г. № А56-24885/2006). В любом случае у налоговиков должны быть прямые доказательства, указывающие на недобросовестность предприятия.
Источник: Проверка компании