В каких случаях будут проверять контрагентов
Инспекторы вправе в любой момент затребовать у контрагентов проверяемой компании документы или иную информацию, касающуюся ее деятельности (п. 1, 2 ст. 93.1 НК РФ). В частности, налоговики могут прибегнуть к такой процедуре при назначении начальником инспекции дополнительных мероприятий налогового контроля в отношении проверяемого предприятия или же если их заинтересует какая-то конкретная сделка вне рамок проверки.
Прежде чем составить поручение об истребовании документов у контрагентов, работники инспекции обязательно проведут предпроверочный анализ, чтобы оценить, насколько целесообразно проводить подобное мероприятие. Так, если предполагаемая к доначислению сумма налогов окажется незначительной, то скорее всего инспекторы откажутся от «встречки». А вот если предприятие заявило к возмещению солидную сумму НДС, то в первую очередь проверят того поставщика, по счетам-фактурам которого значится большая сумма налога к вычету.
Однако если стоит вопрос о мнимости или притворности сделки или же организацию подозревают в применении «схемы» уклонения от налогов, встречной проверки контрагентов не избежать в любом случае.
Кроме того, в обязательном порядке запросят документы у тех компаний-контрагентов, которые, по данным налоговиков, по двум и более признакам отнесены к числу «однодневок».
С чего начинается истребование документов
После осуществления всех необходимых предпроверочных процедур налоговики направят письменное поручение об истребовании документов или другой информации в ту инспекцию, где отчитывается интересующий контрагент. При этом инспекторы не смогут обратиться с подобными требованиями в федеральные службы, агентства или министерства, как, например, правоохранительные органы, трудовые инспекции или миграционные службы. Для этого им придется составить специальный запрос.
Если же налоговикам потребуется получить дополнительные сведения о контрагенте проверяемой компании, выходящие за рамки истребуемых документов, то они смогут это сделать, только если одновременно с поручением составят сопроводительное письмо.
А если изначально «встречка» проводится с целью выявления налоговой «схемы» с использованием цепочки недобросовестных контрагентов, то такое сопроводительное письмо предприятие получит в обязательном порядке. В нем указывается обоснование проведения допроса руководителя или главного бухгалтера контрагента, участвующего в цепочке, согласно определенному перечню вопросов (см. табл. 1).
Таблица 1. Информация, которую запросят у контрагентов налоговики, в том числе при выявлении налоговой схемы
1 |
Фактически осуществляемый вид деятельности |
2 |
Местонахождение офисных и складских помещений (при наличии товарных поставок) |
3 |
Копии налоговых деклараций за проверяемый период |
4 |
Уровень заработной платы по организации |
5 |
С какого IP-адреса осуществлялось управление системой «Банк-Клиент Онлайн», с каким оператором связи заключался договор |
6 |
Является ли контрагент производителем товара (оказывает услуги своими силами) или перепродавцом (привлекает иные организации для оказания услуг, выполнения работ) с указанием его поставщиков (подрядчиков), от которых получены товары (работы, услуги), предоставленные данным контрагентом проверяемому налогоплательщику |
7 |
Документальное подтверждение фактической возможности контрагента производить товары (выполнять работы, оказывать услуги) для проверяемого предприятия (наличие производственных мощностей, персонала, лицензий и т. п.) |
Когда налоговики могут опоздать со «встречкой»
В рамках камеральной проверки предприятия на составление поручения об истребовании документов (информации) у его контрагентов и сопроводительного письма налоговикам отводится 10 рабочих дней с момента получения ими от проверяемой организации дополнительных документов или информации, требующих проверки. А ответы по таким запросам должны быть получены в пределах трехмесячного срока, установленного пунктом 2 статьи 88 НК РФ для камеральных проверок, со дня предоставления декларации и документов к ней.
Если же истребование документов у контрагента послужило основанием для приостановления выездной проверки компании согласно подпункту 1 пункта 9 статьи 89 НК РФ, то поручение должно быть составлено налоговиками в день принятия такого решения, не позже. Причем в этом случае приостанавливать выездную проверку, так же как и запрашивать документы у контрагентов, инспекторы могут не более одного раза по каждой организации.
В тот день, когда поручения и сопроводительные письма будут подписаны руководителем налоговой инспекции или его заместителем, или же не позднее следующего за ним рабочего дня сотрудники ИФНС направят данные документы на электронные адреса соответствующих инспекций.
Какой ответ по запросам полностью удовлетворит инспекторов
Прежде чем занести в электронную базу поступившие по результатам истребования документов или информации ответы, налоговики оценят полноту представленных сведений. При этом критерии оценки зависят от статуса предприятия-контрагента, а именно от того, сдается компанией бухгалтерская и налоговая отчетность или нет (см. табл. 2). Ответы, не соответствующие таким критериям, налоговики сочтут неполными. В этом случае в течение двух рабочих дней с даты поступления такого ответа, но в пределах сроков налоговой проверки инспекторы принимают решение о повторном направлении поручения и сопроводительного письма. Кроме того, содействовать инспекциям здесь уже будет соответствующее управление ФНС России.
Также письмо об оказании содействия в получении запрашиваемых документов или информации налоговики направят в УФНС и вовсе при отсутствии ответа по результатам истребования сведений у контрагента проверяемой организации.
Таблица 2. Что захотят узнать инспекторы по контрагентам, представляющим бухгалтерскую и налоговую отчетность
Ситуация |
Состав документов |
Причины для отсутствия истребованных документов не установлены |
Полный пакет истребованных документов и вся запрошенная в сопроводительном письме информация |
Контрагент не может предоставить документы по причине их отсутствия (уничтожены при пожаре, украдены, изъяты правоохранительными органами) |
Копии документов из компетентных органов, подтверждающих объективный характер отсутствия конкретных документов (справка из МЧС России и т. п.) |
Контрагент отказывается от финансово-хозяйственных взаимоотношений с проверяемой компанией |
Выписки с банковских счетов за конкретный период, выписки из регистров бухгалтерского учета |
Как поступят с контрагентами, систематически не сдающими отчетность
Особо жесткий перечень контрольных мероприятий ждет предприятий-контрагентов, давно не представляющих бухгалтерскую и налоговую отчетность в инспекцию. В течение трех рабочих дней с даты поступления в инспекцию поручения об истребовании документов у не отчитывающегося контрагента отдел встречных проверок разошлет ряд служебных записок и писем по соответствующим отделам.
Так, если в информационной базе не обнаружится сведений о вынесенных решениях по блокировке банковских счетов такого предприятия, то соответствующее напоминание будет сделано в отдел камеральных проверок. И уже в течение трех рабочих дней с момента получения такой служебной записки операции по счетам контрагента в банке будут приостановлены.
Другая служебная записка будет направлена в отдел оперативного контроля для проведения осмотра (обследования) помещений по адресу регистрации (местонахождению) контрагента, указанному в учредительных документах.
Кроме того, для содействия в розыске организации привлекут сотрудников ОВД, отправив им письмо. Также будут разосланы уведомления о вызове учредителей и должностных лиц не отчитывающегося контрагента.
В итоге не позже чем через 10 рабочих дней с даты поступления в инспекцию поручения в отношении контрагента, систематически не представляющего отчетность, будет сформирован полный ответ на запрос (см. табл. 3).
Кого проверят в первую очередь
Сотрудники отдела встречных проверок, прежде чем исполнить поручение об истребовании документов у контрагента и сопроводительного письма, проверят статус интересуемого предприятия (сдается отчетность или нет), а также наличие в инспекции запрашиваемых документов. Те документы, которые ранее контрагент уже представлял в ходе проверок или вместе с налоговой отчетностью, повторно запрашиваться у него не будут.
В первую очередь налоговики станут проверять контрагентов компании, если:
— единовременно предъявлен к возмещению из бюджета НДС в размере свыше 5 млн рублей;
— сумма сделки с контрагентом составила более 10 млн рублей и при этом в декларации проверяемого предприятия значится сумма НДС к возмещению свыше 50 млн рублей;
— проверяемое предприятие ежемесячно платит в бюджет несколько десятков миллионов рублей, то есть является крупнейшим налогоплательщиком;
— поручение об истребовании документов поступило из Федеральной налоговой службы.
Приостанавливать выездную налоговую проверку, так же как и запрашивать документы у контрагентов компании, инспекторы могут не более одного раза по каждой организации
Таблица 3. Что захотят узнать инспекторы по контрагентам, не отчитывающимся в налоговой
№ п/п |
Состав информации |
1 |
Последний период, за который представлена бухгалтерская и налоговая отчетность |
2 |
Сведения о счетах в банках с реквизитами решений о приостановлении операций, вынесенных налоговой инспекцией в связи |
3 |
Результаты осмотра здания по адресу регистрации (местонахождению) контрагента с указанием реквизитов акта установления нахождения органов управления юридических лиц |
4 |
Реквизиты направленного запроса на розыск организации в ОВД и полученного ответа (при наличии) |
5 |
Даты направленных уведомлений о вызове учредителей и должностных лиц контрагента, протоколы их допроса (при наличии) |
Чего ожидать предприятиям-контрагентам, сдающим «нулевую» отчетность
Если окажется, что по поручению необходимо запросить документы у организации, представляющей долгое время «нулевую» отчетность, тогда в отдел камеральных проверок поступит служебная записка о проведении контрольных мероприятий вплоть до включения такого предприятия в план выездных проверок.
В итоге не позднее чем через пять рабочих дней в отношении компании-контрагента будут проведены допросы учредителей и должностных лиц. В банке будут запрошены выписки о движении денежных средств по счету данной организации.
Что сделают ревизоры, если было заявлено к возмещению свыше 5 млн рублей
Как было отмечено выше, контрагентов компании, заявившей к возмещению более 5 млн рублей, проверят с особой тщательностью. Во время камеральной проверки обоснованности возмещения заявленных сумм НДС по месту учета организаций-контрагентов будут затребованы копии деклараций по НДС с анализом их показателей, документы, подтверждающие фактическую уплату налога в бюджет, и т. п.
Если же по месту учета поставщика товаров, работ или услуг необходимые сведения по нему будут отсутствовать, налоговики воспользуются информационным ресурсом КСНП (Комплексные сведения о налогоплательщиках), появившимся относительно недавно в инспекциях. Из базы данных ревизоры смогут получить сведения об исчислении и уплате НДС предприятием в соответствующем налоговом периоде.
К сведению, теперь даже территориальный налоговый орган может просматривать всю без исключения отчетность (налоговую и бухгалтерскую) интересующих его налогоплательщиков в рамках своего региона. Из указанного ресурса можно получить также сведения об учредителях, руководителе, главном бухгалтере, о других физических лицах, которые получали доход от компании (как правило, это просто сотрудники), о банковских счетах и иную информацию. КСНП дает возможность просматривать и лицевые счета интересующих налогоплательщиков, то есть можно определить, уплачиваются ли налоги «живыми» деньгами. Собранные таким образом сведения еще даже по неотправленным запросам в другие инспекции позволят выявить ряд «подозрительных» организаций.
Как будут искать контрагентов, отсутствующих по указанному адресу
Регламент предписывает сотрудникам инспекции принять определенные меры в случае получения ими почтового уведомления об отсутствии контрагента по указанному в запросе адресу. В этом случае в тот же день или не позднее следующего к работе будут подключены сотрудники отдела оперативного контроля. Им будет поручено провести осмотр помещений по адресу регистрации (местонахождению) контрагента, указанному в учредительных документах. И в течение трех рабочих дней налоговики уже получат акт о том, находится ли в здании по проверяемому адресу управляющий состав предприятия. При этом если ранее адрес фактического местонахождения данного контрагента уже при иных обстоятельствах проверялся, повторно обследовать здание не будут. При этом учредителей и должностных лиц компании вызовут в инспекцию.
В итоге инспекции, запросившей изначально документы для «встречки», будет сообщена информация, не являющаяся по сути официальным ответом на истребование документов у контрагента (см. табл. 4).
Наряду с этим, даже если контрагент сменит ИФНС, в информационной базе новой инспекции автоматически высветится, что по данной организации проводится встречная проверка. И тогда сотрудники ИФНС незамедлительно сообщат в отдел встречных проверок адрес фактического местонахождения, контактные телефоны и прочую информацию для вручения организации требования о представлении документов.
Таблица 4. Сведения, которые заинтересуют налоговиков по контрагенту, отсутствующему по адресу регистрации
№ п/п |
Состав информации |
1 |
Реквизиты направленного требования о представлении документов (информации) |
2 |
Сведения о счетах в банках |
3 |
Результаты осмотра здания по адресу регистрации (местонахождению) контрагента с указанием реквизитов акта установления нахождения органов управления юридических лиц |
4 |
Даты направленных уведомлений о вызове учредителей и должностных лиц контрагента |
Какие сроки дадут организациям для представления документов
Если в инспекции в наличии окажутся все необходимые документы и сведения, запрашиваемые в поручении или сопроводительном письме, то в течение пяти рабочих дней со дня поступления в инспекцию запроса налоговики направят соответствующий ответ с копиями документов инициатору.
Если же инспекторы все же посчитают необходимым затребовать документы или информацию у компании-контрагента, то на предоставление таких сведений предприятию отводится пять рабочих дней с момента получения такого требования. При этом требование, направленное по почте, считается полученным контрагентом по истечении шести дней с даты отправки заказного письма.
В том случае, если установленного в требовании срока по представлению документов компании будет недостаточно, налоговики могут его продлить максимум еще на пять рабочих дней.
При невыполнении перечисленных сроков или же в случае отказа предприятия от представления запрашиваемых документов предприятию грозит штраф в размере 1000 рублей согласно статье 129.1 НК РФ. А руководителя компании, виновника правонарушения, привлекут к административной ответственности по статье 15.6 КоАП РФ с предъявлением штрафных санкций от 300 до 500 рублей.
Контрагент, представляющий долгое время «нулевую» отчетность в инспекцию, будет включен в план выездных проверок. А его учредителей и должностных лиц вызовут на допрос
Когда компании могут не исполнять требование налоговиков
Требование, врученное компании, обязательно должно быть завизировано подписью начальника отдела встречных проверок (с указанием даты и расшифровки подписи), а затем подписью начальника налоговой инспекции или его заместителя. При этом статья 93.1 Налогового кодекса РФ обязывает инспекторов предоставлять контрагенту копию поручения об истребовании документов. Если такие условия не выполнены или же поручение оформлено с «изъянами», компания может смело не сдавать сведения для «встречки».
Самым распространенным нарушением при составлении поручения является наличие на документе грифа секретности «ДСП». Хотя поручение об истребовании документов у контрагента не может являться документом для служебного пользования уже потому, что его копию полагается вручать организации.
Также налоговики не имеют права требовать от предприятия сведения для «встречки», если на момент поступления запроса такой контрагент не состоит на учете в данной инспекции.
Кроме того, предприятию стоит обратить внимание на сроки оформления требования, сверив их с отметкой, стоящей на поручении, о поступлении запроса в инспекцию. Согласно регламенту, налоговики обязаны составить требование о представлении документов в течение трех рабочих дней с даты поступления к ним самого поручения. А предельный срок направления такого требования предприятию составляет пять рабочих дней от той же даты.
из практики
Какие еще ошибки при «встречках» допускают налоговики
Андрей Новгородов, независимый налоговый адвокат
Часто инспекторы допускают грубейшие ошибки при проведении встречных проверок. Такие промахи налоговиков компании могут использовать себе во благо.
В поручении об истребовании документов дается ссылка на недействующие приказы
При составлении поручения об истребовании данных у контрагента проверяемой компании налоговики порой ссылаются на недействующие документы и положения. Сотрудники ИФНС приводят приказы, которых нет ни в одной информационно-правовой базе. В итоге такая оплошность ревизоров позволяет предприятиям с полным основанием игнорировать их требования, подкрепленные копией подобного поручения.
Поручение направлено в адрес инспекций, отсутствующих в структуре налоговых органов
Случается и так, что поручения на истребование документов отсылаются в адрес несуществующего налогового органа, который был давным-давно реорганизован. В результате такой ошибки строго ограниченные сроки контрольных мероприятий уже не позволяют инспекторам своевременно получить информацию, необходимую для «встречки».
Запрашиваются сведения и документы, которые уже есть в базе данных ИФНС
Нередко контролеры при проведении встречной ревизии направляют запрос на предоставление сведений, которые и без того уже им известны. Например, данные об учредителях и о проведенных проверках, адрес, дата постановки на учет находятся в информационной базе налоговиков в свободном для всех инспекций доступе. Это выливается в проведение бесполезной работы дружественной инспекцией по рассылке писем и посланий. Причем иногда запрашивается информация, совершенно не относящаяся к предмету проверки.
Встречается и такая оплошность: инспекция, запрашивая сведения у контрагента, просит представить документы, которых у партнера нет. Или же бумаги есть, но контрагент вовсе не обязан их предъявлять инспекторам. Например, неправомерно запрашиваются копии карточек расчетов с бюджетом, а также выписки из Единого государственного реестра юридических лиц. Неудивительно, что контрагенты уверенно не исполняют подобные требования ревизоров