Начало весны — самая горячая пора для бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Это время подготовки годовой отчетности. Однако отслеживание новшеств к очередному отчету начинается задолго до установленной даты сдачи. Ведь изменения законодательства приходится учитывать уже в текущей работе. Тем более что 2008 год исключительно богат на те из них, которые нужно иметь в виду при составлении и сдаче бухгалтерских документов. О принципиальных отличиях годового отчета — 2008 от предыдущих мы поговорили с главой экспертной коллегии журнала «Практическая бухгалтерия», руководителем авторского коллектива книги «Годовой отчет — 2008» Владимиром Ивановичем Мещеряковым.
— Владимир Иванович, какие новшества необходимо учесть при составлении и сдаче годовой отчетности за 2008 год?
— Главное отличие предстоящего годового отчета — изменившиеся формы налоговой отчетности. Законодатели «порадовали» налогоплательщиков сразу двумя новыми документами:
· декларацией по налогу на прибыль организаций (утверждена приказом Минфина от 5 мая 2008 г. № 54н);
· декларацией и расчетом по авансовому платежу по налогу на имущество (утверждены приказом Минфина от 20 февраля 2008 г. № 27н).
Кроме того, в 2008 году вступили в силу два новых ПБУ.
Но это лишь вершина айсберга. Отчетный год принес множество других перемен. Не будет преувеличением сказать, что с 2008 года в различной степени изменилась почти каждая статья Налогового кодекса. Вот, к примеру, лишь некоторые изменения по НДФЛ:
· законодательно установлены нормы необлагаемых суточных (700 рублей при командировках по России, 2500 — за границу);
· установлена новая ставка налога — 15 процентов;
· удвоился вычет на обучение и лечение (он составил 100 000 рублей);
· отменена обязанность фирм удерживать налог с подарков сотрудникам.
— Вы сказали, что изменилась форма декларации по налогу на прибыль. Что конкретно в ней поменялось?
— Нововведения коснулись порядка заполнения декларации. Помимо привычных кодов регионов, в декларации теперь нужно указывать и другие коды. Например, определяющие отчетный (налоговый) период. Так, числа 35—46 предназначены для компаний, сдающих декларации помесячно. Они обозначают соответственно месяцы с января по ноябрь и декларацию за год.
Также введено кодирование способа представления декларации (коды от 01 до 10): на бумажном носителе (по почте) — код 01, на бумажном носителе (лично) — код 02, на бумажном носителе с дублированием на съемном носителе (лично) — код 03 и т. д.
Кроме того, кодируется место подачи налоговых деклараций (представление декларации по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика, по месту нахождения обособленного подразделения и . п.)
При представлении уточненной декларации на титульном листе теперь указывают номер корректировки.
Значительно изменилась и сама форма декларации: многие графы исчезли, некоторые — заменены, появились новые.
Напомню, что по налогу на прибыль организации отчитываются по новой форме, начиная с отчетности за полугодие или шесть месяцев (письмо ФНС России от 23 июля 2008 г. № ШТ-6-3/522). Помесячно сдают декларации компании, которые исчисляют ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли (п. 2 ст. 285 НК). Перейти на такой метод исчисления — это право фирмы.
— А что нового в декларации по налогу на имущество?
— Сразу оговорюсь, что отчетность по налогу на имущество организаций включает расчет авансовых платежей и саму декларацию. Это наиболее существенное отличие от старой декларации, которая объединяла в себе обе формы.
Нововведения также коснулись строк и разделов декларации и расчета авансовых платежей. Изменения, в частности, связаны с новым порядком определения среднегодовой стоимости имущества: на 31 декабря текущего года, а не на 1 января следующего, как было раньше.
Также существенно изменилась форма титульного листа: упразднена его вторая страница. Она содержала информацию о данных руководителя (главбуха, уполномоченного представителя), если у него не было ИНН.
Новые формы отчетности по налогу на имущество применяют, начиная с представления налоговых расчетов по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за I квартал 2008 года.
— Давайте теперь поговорим о бухгалтерской отчетности. Что нужно учесть бухгалтеру при ее составлении?
— Прежде всего, следует сказать, что сами формы бухгалтерской отчетности не изменились. Тем не менее, некоторые новшества законодательства при их заполнении бухгалтеру нужно будет учесть. Так, например, вступили в силу новые Положения по бухгалтерскому учету:
· 14/2007 «Учет нематериальных активов» (утверждено приказом Минфина от 27 декабря 2007 г. № 153н);
· 11/2008 «Информация о связанных сторонах» (утверждено приказом Минфина от 29 апреля 2008 г. № 48н).
Главное отличие предстоящего годового отчета — изменившиеся формы налоговой отчетности. законодатели «порадовали» налогоплательщиков сразу двумя новыми документами.
— Насколько значительны изменения в учете нематериальных активов?
— ПБУ 14/2007 не претерпело значительных изменений по сравнению с предыдущим — 14/2000. Законодатели ограничились лишь небольшой правкой.
Принятие нового ПБУ обусловлено двумя факторами: во-первых, сближением с МСФО, во-вторых, принятием четвертой части Гражданского кодекса, которая посвящена интеллектуальной собственности. Так, например, по всему тексту нового ПБУ «договор уступки прав» был заменен на «договор об отчуждении исключительного права».
Но есть также и существенные моменты, которые бухгалтеру нужно иметь в виду при составлении отчетности. В частности, теперь не признают нематериальными активами организационные расходы. То есть затраты, связанные с образованием фирмы.
— Может быть, ПБУ 11/2008 внесло более существенные изменения?
— Да, изменения этого документа более значительны.
Напомню, что информацию о связанных сторонах отражают в пояснительной записке. Ранее это нужно было делать на основе ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах».
Помимо уже названных аффилированных лиц, в пояснительной записке нужно также отражать сведения о:
· фирмах и предпринимателях, с которыми ведется совместная деятельность;
· негосударственном пенсионном фонде, который действует в интересах работников компании;
· негосударственном пенсионном фонде, который действует в интересах работников фирмы, которая является для вашей компании связанной стороной.
Кроме того, расширился объем информации, которую нужно отражать в пояснительной записке. Вместо методов определения цен по операциям между аффилированными лицами необходимо указывать:
· условия, сроки и форму расчетов по операциям между связанными сторонами;
· величину образованных резервов по сомнительным долгам на конец отчетного периода;
· величину списанной дебиторской задолженности и других долгов, нереальных для взыскания (в том числе за счет резерва по сомнительным долгам).
Еще одно новшество ПБУ 11/2008 — обязанность указывать в пояснительной записке информацию о вознаграждениях основному управленческому персоналу. То есть должностным лицам, имеющим полномочия по планированию, руководству и контролю работы фирмы. Таковыми являются, например, генеральный директор, его заместители, члены коллегиального исполнительного органа и т. п.
В отчетности нужно указать сведения о следующих вознаграждениях:
· краткосрочных: тех, которые должны быть выплачены в течение отчетного периода и 12 месяцев после отчетной даты. К ним относят зарплату, налоги и взносы с нее; отпускные; оплату лечения, медицинского обслуживания, коммунальных услуг и т. п.;
· долгосрочных. То есть суммах, подлежащих выплате по истечении 12 месяцев после отчетной даты. Это, например, взносы, обеспечивающие начисление пенсий.
Таким образом, перечень сведений, которые нужно сообщать в пояснительной записке, значительно расширился.
Владимир Иванович Мещеряков родился в 1962 году в городе Североморске. По окончании школы поступил в Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. После обучения, в 1984 году, был призван в армию и направлен в Афганистан. Отслужив к 986 году в Вооруженных Силах и вернувшись в Москву, Владимир Иванович поступил на факультет журналистики. Сегодня он — один из виднейших российских специалистов по бухучету и налогообложению.