Плюсы и минусы договора аренды персонала
На настоящий момент схема перевода части работников основной компании/ применяющей общую систему налогообложения, в фирму, находящуюся на Упрощенной системе налогообложения (УСНО), является часто используемой налогоплательщиками. «Упрощенец» заключает далее договор аутстаффинга или аутсорсинга (передача некоторых непрофильных функций специализированной компании) с основной компанией, то есть предоставляет ей «в аренду» своих работников. В мировой практике распространены две разновидности отношений, связанных с предоставлением персонала: лизинг персонала; аутстаффинг.
В первом - персонал не состоял и не состоит в штате компании-заказчика. Он привлекается по мере необходимости. При втором варианте сотрудники, ранее числившиеся в штате компании-заказчика, переводятся в организацию, оказывающую услуги по аутстаффингу. Цели таких перемещений могут быть разные: сокращение штатной численности, ограниченной штатным расписанием; сокращение управленческих расходов за счет уменьшения численности подразделений, занимающихся кадрами, учетом труда, расчетом заработной платы и т.д.
Смысл данной схемы - переложить обязанности выплачивать заработную плату и, соответственно, налоговую нагрузку по выплате такой заработной платы на другое юридическое лицо, у которого есть льгота (экономия будет составлять порядка 9-10% от размера заработной платы, если не применяется регрессивная ставка по ЕСН, если применяется, то меньше).
Для компании-заказчика расходы на «заемный» персонал уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль (пп. 4 п. 1 ст. 148, пп. 19 п. 1 ст. 264, п. 7 ст. 306) Фирма на УС НО платит налог с доходов за вычетом расходов, при эффективном финансовом планировании деятельности может выйти на ставку минимального налога в 1%.
Дополнительные преимущества: операции по кадровому делопроизводству и исчислению заработной платы и налогов с нее осуществляются работодателем на УС НО, он же готовит всю отчетность для внебюджетных фондов и налоговых органов. Ответственность за нарушения в сфере охраны труда несет работодатель, предоставляющий персонал.
НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ:
■ плата за предоставление какой-либо услуги (например, за ведение бухучета или обслуживание компьютерной сети) должна быть сопоставима с величиной зарплаты собственных сотрудников вместе с налогами с нее;
■ налоговики могут посчитать, что договор о предоставлении персонала лишь прикрывает фактические трудовые отношения с этими работниками и признают сделку фиктивной;
■ ряд инспекторов считает, что поскольку предметом договора о предоставлении персонала «являются физические лица как вещи», то такая сделка недействительна, поскольку сдавать людей внаем нельзя (суды с этим доводом не соглашаются);
■ обоснованность затрат. Инспекторы могут посчитать, что заключение договора с другой организацией о предоставлении персонала не имеет экономического смысла. Должно быть разработано документально обоснование реорганизации (например, реализация управленческих целей);
■ не удается доказать деловую цель такой сделки (П остановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20 июня 2005 г. N Ф04-3725/2005Q2156-A46-26);
■ чиновники считают, что подобные расходы обоснованы только в том случае, если обязанности и функции штатного и наемного работника будут различаться;
■ если расходы основной компании на услуги новой фирмы несоизмеримо выше всех остальных затрат, то налоговики расценивают это как занижение налоговой базы основной компании путем вывода ее прибыли из-под налогообложения;