В конце осени – начале зимы обычно принято подводить итоги года уходящего и строить планы на будущий год. Однако невозможно что-то спланировать, не имея информации об обстоятельствах, объективно влияющих на условия, в которых нам всем приходится работать. Говоря о таких объективных обстоятельствах, мы прежде всего имеем в виду те изменения правового поля, в рамках которого вам, уважаемые читатели, придется осуществлять свою профессиональную деятельность.
Динамика изменения российского законодательства просто ошеломляет, и бухгалтерам, кроме исполнения своих непосредственных трудовых обязанностей, приходится еще и постоянно отслеживать происходящее в сфере «нормотворчества». Нынешний год не стал исключением, и также богат на законодательные новеллы. Однако внесение новшеств в законодательство в этом году происходит на фоне всем известной усложнившейся экономической обстановки. В предлагаемой вашему вниманию статье мы постараемся дать обзор изменений в законодательстве, касающемся налогообложения, деятельности в финансовой сфере, а также труда.
Не в формате журнала давать оценку описываемым изменениям, как правило, мы оставляем это на суд читателей. Однако отметим, что взгляд на новеллы законодательства сквозь призму обострившейся нынешней осенью финансовой обстановки поможет построить в некоторых случаях весьма однозначные прогнозы.
Среди изменений в законодательстве, есть те, которые были приняты еще летом, а есть и такие, которые были приняты, что называется «на ходу», буквально в октябре, для стабилизации отечественной экономики и финансовой сферы. Многие из них так или иначе упоминались в наших публикациях — попробуем обобщить их.
Условно все принятые нормативные акты можно разделить по отраслевому принципу:
- принятые в сфере налогообложения;
- принятые в сфере внешнеэкономической деятельности;
- принятые в сфере регулирования трудовых отношений;
- принятые в финансовой сфере, включая защиту граждан-вкладчиков.
Однако начнем не столько в «специальном», сколько в хронологическом порядке.
Изменения в налогообложении
Как и ожидалось, в середине лета был принят целый пакет законов, изменяющих налоговое законодательство. В один только день 22 июля 2008 года Президент РФ подписал пять федеральных законов, вносящих изменения в часть вторую Налогового кодекса РФ. В первую очередь, хотелось обратить внимание на те изменения, которые окажут влияние на малый бизнес, применяющий специальные режимы налогообложения: ЕСХН, ЕНВД, «упрощенка».
В периоды экономических потрясений крупные и средние предприятия консолидируются, а мелкие либо разоряются, либо сливаются со средними и крупными. В то же время полное исчезновение малого предпринимательства может негативно сказаться не только на экономической обстановке, но и на социальной. Как известно, так называемый «средний» класс составляет основу любой экономики. Поэтому меры по поддержке малого бизнеса, принятые в текущем году Правительством РФ, объективно служат стабилизации экономики.
Налоги для малого бизнеса
Федеральными законами от 22.07.2008 № 155-ФЗ, № 158-ФЗприняты изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 года.
«Упрощенка» (доходы минус расходы)
С нового года налогоплательщикам, применяющим доходно-расходную УСН, позволено принимать при расчете налогооблагаемой базы большие суммы расходов (затраты на страхование работников и имущества, гражданской ответственности).
Порядок перенесения убытков на будущее налогоплательщиками-упрощенцами приближен к аналогичному порядку, применяемому плательщиками налога на прибыль организаций: теперь убытки, полученные в предыдущих периодах, могут уменьшить налоговую базу в неограниченном размере.
Снято ограничение по учету сумм командировочных расходов. Такие расходы буду приниматься, исходя не из установленных Правительством РФ норм, а тех, что установлены локальными нормативными документами.
С нового года из подпункта 1 пункта 2 статьи 346.16 НК РФ исключено положение о том, что затраты организации по приобретению сырья и материалов учитываются в составе расходов по мере списания данного сырья и материалов в производство. Таким образом, организации, применяющие УСН, будут учитывать расходы по приобретению сырья и материалов в общем порядке, то есть на момент погашения задолженности. В результате налоговая нагрузка на плательщиков единого налога при УСН снизится.
Ряд аналогичных изменений коснулся и тех, кто применяет ЕСХН, в частности, для них сняты ограничения по переносу убытков на будущее.
«Упрощенка» на основе патента
Но, пожалуй, самые масштабные изменения коснулись статьи 346.25.1 НК РФ, регламентирующей порядок применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями на основе патента. Говоря о внесенных изменениях в этой части налогового законодательства, отметим, что с нового года «упрощенцам-патентникам» будет разрешено заниматься одновременно несколькими видами предпринимательской деятельности, а не одним как в предыдущие годы, а также привлекать к своей деятельности наемных сотрудников. И в этом смысле речь может идти о появлении на рынке новых самостоятельных субъектов малого бизнеса (с числом штатных сотрудников не более пяти в налоговом периоде). Кроме того, к имеющимся 61 видам «патентной» деятельности добавилось еще восемь:
- услуги общественного питания;
- услуги по переработке сельскохозяйственной продукции, в том числе по производству мясных, рыбных и молочных продуктов, хлебобулочных изделий, овощных и плодово-ягодных продуктов, изделий и полуфабрикатов из льна, хлопка, конопли и лесоматериалов (за исключением пиломатериалов);
- услуги, связанные со сбытом сельскохозяйственной продукции (хранение, сортировка, сушка, мойка, расфасовка, упаковка и транспортировка);
- оказание услуг, связанных с обслуживанием сельскохозяйственного производства (механизированные, агрохимические, мелиоративные, транспортные работы);
- выпас скота;
- ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;
- занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности;
- осуществление частной детективной деятельности лицом, имеющим лицензию.
С 2009 года патент может быть приобретен на любое количество месяцев — от одного до двенадцати. Также, в отношении «патентной упрощенки» отметим еще одно новшество — с 1 января 2009 года из числа субъектов, имеющих право регулирования применения данного вида спецрежима, исключены законодательные власти субъектов Российской Федерации.
Отчетность по УСН
Изменения, касающиеся порядка сдачи отчетности, пожалуй, более всего должны порадовать «упрощенцев». С 1 января 2009 года отменяется ежеквартальная сдача налоговых деклараций по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Новая редакция абзаца 1 пункта 1 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ, регламентирующего порядок сдачи налоговых деклараций, обязывает «упрощенцев» подавать только одну налоговую декларацию по итогам налогового периода (года).
Единый налог на вмененный доход
Внесены изменения в ряд формулировок видов деятельности, ранее переводимых на ЕНВД. Например, оказание услуг общественного питания в залах обслуживания площадью до 150 кв. м, оказываемых учреждениями образования, здравоохранения и социального обеспечения, будет облагаться ЕНВД. Правда, с одним «но» — такие услуги не должны являться неотъемлемой частью деятельности указанных учреждений.
Ограничены возможности применения «вмененного» спецрежима компаниями, численность которых превышает 100 человек или доля участия в которых других фирм составляет более 25 процентов, таких, которые фактически к малому предпринимательству не относятся. Отметим, что ограничение по участию в уставном капитале организации не действует в отношении налогоплательщиков, чей уставной капитал полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, на организации потребкооперации и предприятия, чьим единственным учредителем является организация потребкооперации.
Следующая новость вряд ли порадует налогоплательщиков — с 1 января 2009 года отменена норма абзаца 3 пункта 6 статьи 346.29 НК РФ, предоставляющая право налогоплательщикам самостоятельно корректировать в целях учета фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности значение коэффициента К2. Таким образом, плательщик ЕНВД при определении налоговой базы больше не вправе учитывать фактический период времени ведения предпринимательской деятельности в течение налогового периода (аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 04.09.2008 № 03-11-05/210 и от 06.10.2008 № 03-11-04/3/453). Данное новшество, на наш взгляд, призвано бороться с недобросовестными налогоплательщиками.
Единый сельхозналог
Плательщикам ЕСХН, как и «упрощенцам», сняли ограничения по переносу убытков на будущее. Кроме того, с нового года разрешено перейти на ЕСХН организациям, которые имеют филиалы и представительства.
Кроме того, также как и «упрощенцам» плательщикам ЕНВД теперь не надо сдавать налоговые декларации по итогам каждого отчетного периода — достаточно будет всего одной налоговой декларации, которую необходимо представить в налоговые органы по итогам только налогового периода.
Также как и «упрощенцев» плательщиков ЕСХН обязали платить налог на прибыль организаций с доходов, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 284 Налогового кодекса РФ, и НДФЛ в отношении доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 Налогового кодекса РФ.
Общережимные налоги
Начнем с неприятного: часть доходов «упрощенцев» с нового года будет облагаться в рамках общей системы налогообложения. Законодатель выделил часть доходов, по которым налогоплательщики могли применять спецрежимные ставки. Это доходы, облагаемые НДФЛ и (или) налогом на прибыль организаций по ставкам 9 процентов и 15 процентов (по налогу на прибыль организаций) и по ставкам 35 процентов и 9 процентов (по НДФЛ). Речь идет о налогообложении доходов, предусмотренных пунктом 3 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ (для плательщиков НДФЛ) и доходах, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 284 Налогового кодекса РФ (для плательщиков налога на прибыль организаций). В отношении указанных доходов организации и предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны будут уплачивать налог на прибыль и налог на доходы физических лиц в порядке, предусмотренном для общей системы налогообложения. Одновременно у представителей малого бизнеса появляется обязанность обособленно учитывать такие доходы и представлять соответствующие налоговые декларации.
Налог на доходы физических лиц
Изменения в налоге на доходы физических лиц коснулись не только предпринимателей. Причем эти изменения улучшают положение налогоплательщика. Теперь родители получили право на вычет в размере 1000 рублей на ребенка в месяц. Значительно увеличен предел, при достижении которого суммой дохода налогоплательщика нарастающим итогом с начала года предоставление данного вычета прекращается — он будет равен 280 000 рублей против 40 000 рублей в настоящее время. Эти и другие изменения в статью 218 Налогового кодекса РФ внесены Федеральным законом от 22.07.2008 № 121-ФЗ.
Также суммы, выплачиваемые работникам на погашение процентов по жилищному кредиту, теперь не подлежат налогообложению ни НДФЛ, ни ЕСН (Федеральный закон от 22.07.2008 № 158-ФЗ).
НДС
Приятной новостью для организаций, применяющих общую систему налогообложения, стало вступление в силу с 14 октября 2008 года Федерального закона от 13.10.2008 № 172-ФЗ. Положения закона позволили начиная с октября уплачивать налог на добавленную стоимость равными долями в течение квартала. Таким образом, налогоплательщики получили своего рода рассрочку по уплате НДС, а банковская система разгрузилась от необходимости «прокачивать» в бюджет огромные суммы в период массовой уплаты налога.
Налог на прибыль организаций
Принято постановление Правительства РФ от 12.09.2008 № 676, которым сокращены сроки амортизации ряда основных средств — оборудования, используемого в строительной, горно- и нефтедобывающих отраслях.
Также изменены правила амортизации легковых автомобилей и микроавтобусов стоимостью от 600 000 рублей и 800 000 рублей соответственно — в отношении указанной техники отменен понижающий коэффициент 0,5. Также внесены изменения в нелинейный способ начисления амортизации. Указанное постановление Правительства РФ относится только к тем основным средствам, которые будут введены в эксплуатацию с будущего года.
Помимо перечисленных новшеств до 1 января 2012 года продлен срок действия льготной ставки НДС 10 процентов по ввозу продуктивного племенного скота (Федеральный закон от 24.06.2008 № 92-ФЗ), по передаче его во временное владение или пользование по договорам финансовой аренды.
Таким образом, приоритетные отрасли экономики получили налоговую преференцию при исчислении и уплате налогов на добавленную стоимость и на прибыль организаций.
Что же касается изменений налогового законодательства, в отношении налогообложения малого бизнеса отметим, что у «малышей» появляется больше возможностей по ведению предпринимательской деятельности, несколько снижается налоговая нагрузка, а также облегчается ведение налогового учета и сдача отчетности. Но при этом появляется обязанность по ведению учета и сдачи отчетности, а также уплаты налогов, от которых они ранее были освобождены.
Налоговый контроль
Наряду со снижением налогового бремени, усилился контроль над полнотой уплаты налогов. Приказом Федеральной налоговой службы от 14.10.2008 № ММ-3-2/467 введен новый критерий, используемый при отборе объектов для выездных налоговых проверок. Это налогоплательщики, которые ведут финансово-хозяйственную деятельность с высоким налоговым риском.
Таким образом, одновременно со снижением налоговой нагрузки государство будет «закручивать гайки», усиливая контроль за полнотой исчисления и уплаты налогов.
Таможенные льготы
Правительство РФ поддержало ряд отечественных, в том числе экспортных отраслей промышленности: медицинскую, авиационную, нефтедобывающую путем предоставления им таможенных льгот. Так, постановлениями Правительства РФ от 13.10.2008 № 757, № 756 сроком на 9 месяцев установлены «нулевые» пошлины на ввоз оборудования и запчастей для гражданской авиации и медицинской промышленности.
Но не все у нас льготируется путем снижения таможенных пошлин. Например, при ввозе кузовных деталей для последующей сборки автомобилей дополнительно к пошлине в виде процента от таможенной стоимости товара постановлением Правительства РФ от 10.10.2008 № 745 установлен и минимальный размер платежа в абсолютном денежном выражении — 5000 евро за штуку. Ранее пошлина уплачивалась только в размере 15 процентов от таможенной стоимости. Таким образом, те, кто производят отечественные автомобили, либо импортные, но с полным циклом производства (т. е. не просто собирающие автомобили), получили преимущество перед теми, кто занимается просто сборкой импортных машин.
Беспрецедентный случай произошел в отношении вывозных таможенных пошлин на нефть и ряд нефтепродуктов. Постановлением Правительства РФ от 19.09.2008 № 699 были установлены ставки на нефть сырую и ряд товаров, вырабатываемых из нее. В конце октября, вопреки сложившимуся порядку, ставки срочно были понижены (постановление Правительства РФ от 31.10.2008 № 802). Общий порядок установления ставок таможенных пошлин определен статьей 4 Закона РФ от 21.05.93 № 5003-1 «О таможенном тарифе». Он, в частности, определил двухмесячные периоды мониторинга мировых цен на нефть для определения средних цен на сырье. В минувшем октябре Правительство РФ провело эту работу за более короткий срок — всего за месяц. В целом таможенные пошлины снизились, так, например, в отношении нефти сырой понижение составило 84,9 долларов США за 1000 кг.
Трудовые отношения
В этой области примечательным является постановление Правительства РФ от 03.10.2008 № 737. Данный документ увеличивает размеры квот на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности. Также введено понятие резерва квоты. Количество приглашаемых работников увеличилось в 1.9 раз — с 1 828 245 до 3 384 129 человек. Так же документ уточняет порядок увеличения определенной на текущий год потребности в привлечении иностранных работников и размера утвержденных на текущий год квот. Новый порядок предполагает формирование величины квот и их корректировку на основе потребностей в работниках приоритетных профессионально-квалификационных групп. Увеличение размера квот в дальнейшем будет происходить в пределах резерва. Изменения в количестве приглашаемых работников отражены в соответствующих приказах Минздравсоцразвития РФ от 16.10.2008 № 567н, № 568н. Документы и комментарии к ним опубликованы в текущем номере журнала на стр. 40–66.
С одной стороны постановление Правительства РФ повышает требования к обоснованности привлечения иностранцев к трудовой деятельности в России, а с другой — обостряет конкуренцию между отечественными и приезжими работниками. В условиях возможного сокращения числа рабочих мест такие действия Правительства РФ вполне могут обострить социальную напряженность.
Мнение многих экспертов на сегодняшний момент сводится к тому, что финансовый кризис затронет реальные сектора экономики, основанные на кредитах — строительство, торговлю, промышленность, сферу услуг, то есть именно те отрасли, в которых преимущественно заняты трудовые мигранты. В сложившихся условиях некоторые компании намерены сократить штат работников, поэтому россияне уже сейчас находятся в поисках новой работы и если на отечественный рынок труда хлынет огромный поток мигрантов (за счет упрощения системы квотирования и возможности легализации), это приведет к жесткой конкуренции, скажется на уровне заработных плат, которые и без этого не собираются повышать в ближайшем будущем, и сдвинет еще большее количество россиян с рынка труда.
Финансы и кредит
С самого начала экономических неурядиц были приняты меры по поддержке финансовой системы. В таких условиях мирового финансового кризиса некоторые коммерческие банки РФ резко повысили проценты по вкладам, привлекая тем самым новых клиентов. По словам К. Юдаевой, старшего советника президента и главного экономиста Сбербанка РФ, не следует так рисковать, вкладывая деньги в эти банки в надежде получить прибыль. Целесообразнее выбрать надежное кредитное учреждение, чтобы вложить свои деньги, пусть и с более низким процентом по вкладу.
По увеличению денежной массы
В первую очередь возникла проблема повышения ликвидности кредитных организаций (то есть их обеспеченности свободными денежными средствами). Для чего им, через Центральный Банк РФ, выделены дополнительные денежные средства из резервных фондов. Сделано это путем предоставления Центробанку России и ряду других кредитных организаций субординированных (в простейшем изложении — долгосрочных, сроком до пяти лет) кредитов. При этом банкам, имеющим рейтинг не ниже установленного уровня, кредиты предоставляются без обеспечения (Федеральный закон от 13.10.2008 № 171-ФЗ).
С той же целью в отечественных банках разрешено размещение средств Фонда национального благосостояния (постановление Правительства РФ от 15.10.2008 № 766).
Так же для увеличения денежной массы Банком России (Указание от 14.10.2008 № 2092-У) временно снижены нормативы обязательных резервов.
В результате средств в сфере денежного обращения оказалось достаточно и проблем с выдачей наличности быть не должно.
По кредитованию банков, бизнеса и граждан
Для спасения незадачливых бизнесменов, не во время «нахватавших» займов за границей, Внешэкономбанк получил право выдавать организациям кредиты в иностранной валюте для их погашения (Федеральный закон от 13.10.2008 № 173-ФЗ). А также приобретать у иностранных кредиторов права требования по обязательствам отечественных заемщиков, возникших до 25 сентября 2008 года.
Федеральный закон от 13.10.2008 № 174-ФЗ внес изменения в закон о страховании вкладов. Теперь максимальная сумма, подлежащая возмещению в случае банкротства кредитной организации, повышена в семь раз и составляет 700 000 рублей.
Изменения затронули и другие сферы банковской деятельности. Так, в соответствии с Федеральным законом от 27.10.2008 № 176-ФЗ Центральный Банк РФ получил право выступать участником торгов на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг при проведении операций на открытом рынке. Данный закон содержит ряд других мер по предупреждению банкротств банков. Инструментом их реализации является Агентство по страхованию вкладов.
Кредитные организации — контроль и отчетность
Все документы, регулирующие деятельность Центрального Банка РФ и кредитных организаций, приведены в соответствие с новыми требованиями законодательства. Кроме того, Указанием от 26.08.2008 № 2055-У, Банк России ввел новые требования к составлению отчетности кредитными организациями. Введены новые формы отчетности и сроки их представления, внесены изменения в имеющиеся формы, порядок их оформления, сроки представления в Центробанк России.
Таким образом, главные банкиры страны усилили контроль за деятельностью финансовой системы. В то же время до 1-го апреля продлен мораторий на применение мер воздействия к нарушителям закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» (Письмо ЦБ РФ от 30.09.2008 № 123-Т). До этого числа к нарушителям будут применяться только меры предупредительного воздействия.
Вывод по разделу: финансовая система находится под контролем Правительства и Центрального банка России, все необходимые меры по обеспечению ее устойчивости приняты. Не забыты и интересы граждан.
Заключение
Таковы основные законодательные меры, принятые государством по стабилизации экономической обстановки. Многие из них освещались и комментировались нашим журналом, в том числе и в текущем номере. В целом можно утверждать, что причин для беспокойства быть не должно. Принятые мероприятия должны обеспечить устойчивость финансовой системы. На случай «колебаний» предусмотрены меры поддержки. Денег в экономике достаточно. Возможности кредитования бизнеса и граждан обеспечены.
Приоритетные экспортно-импортные отрасли экономики получили льготы в области таможенных платежей и налогообложении.
Малый бизнес с нового года получит ряд преференций, пусть и «смазанных» неоправданными сложностями. Но эти меры позволят ему «остаться на плаву» и даже самостоятельно развиваться, не сливаясь с более крупными собратьями.
В заключении добавим, что на встрече с гражданами в общественной приемной партии «Единая Россия» 22 октября Председатель Правительства РФ В.В. Путин отметил, что кризис и сложности экономической ситуации — это за рубежом. У нас же сложности есть, а кризиса нет и не будет.