До 2007 года понятия уточненной налоговой декларации в законодательстве вообще не было. И только Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ ввел его в статью 81 НК РФ. Также там четко прописали отличия «уточненки» от обычной декларации. Но основное отличие лучше всего сформулировано в постановлении ФАС Московского округа от 23 июня 2006 г. № КА-А40/5659-06. По мнению суда, уточненная налоговая декларация не является новой декларацией, а представляет собой отчетность, в которую налогоплательщик вносит необходимые изменения и дополнения за предшествующий период самостоятельно до обнаружения ошибок налоговой инспекцией. То есть «уточненка» является только продолжением основной декларации, которая уже сдана. Но при этом она порождает определенные правовые последствия для компании.
Очень важный момент, на который бухгалтеры не всегда обращают внимание, установлен в пункте 5 статьи 81 НК РФ. В нем говорится, что уточненная декларация представляется в ИФНС по форме, действующей в тот налоговый период, за который вносятся изменения. Часто бухгалтеры, не приняв эту норму во внимание, подают «уточненку» по новой форме. А нужно обязательно разыскать старую форму декларации. Иначе инспекция откажет в приеме уточненной декларации.
Например, в октябре 2010 года компания обнаружила ошибку, допущенную в декларации по налогу на прибыль в I квартале 2009 года. Уточненную декларацию в этом случае нужно заполнять по форме, утвержденной первоначальной редакцией приказа Минфина России от 5 мая 2008 г. № 54н. Именно эта форма действовала в период с 1 июля 2008 г. и до конца 2009 г. Отыскать их можно в справочно-правовых базах или в интернете.
При переплате компания не обязана уточнять декларации.
Как правило, «уточненка» подается в двух случаях: при переплате либо недоимке. Если компания недоплатила налог, то она обязана уточнить ранее сданную отчетность. Но если налогоплательщик подал в инспекцию декларацию, а потом обнаружил в ней ошибку, в результате которой налоговая база не была занижена, то он вправе подать «уточненку». Другими словами, скорректировать декларацию он может, но не обязан. Причем, даже если он подаст «уточненку» после того, как выйдет срок, установленный для подачи соответствующей декларации, нарушением это не будет.
Зачастую налоговики требуют «уточненку» при переплате для того, чтобы провести возврат или зачет денег. Мол, без декларации это сделать невозможно. Но статья 78 Налогового кодекса РФ о возврате и зачете налогов не обязывает компании подавать «уточненки». В ней говорится только о том, что возврат или зачет налога проводится по заявлению налогоплательщика. То есть «уточненка» не требуется.
Но налоговики очень последовательны. Они считают, что о переплате они могут узнать только из уточненной декларации. Поэтому, по-моему, если компания хочет вернуть или зачесть переплату, нелишним будет все-таки сдать в инспекцию «уточненку».
Еще одна типичная ошибка. Компания подает сразу две уточненные декларации: одну с переплатой, а другую с недоимкой. Если налоги поступают в бюджет одного уровня, компания самостоятельно засчитывает переплату в счет недоимки. Этого категорически нельзя делать. Даже суды в этом случае поддержат налоговиков. Дело в том, что инспекция сначала проверяет правильность представленных «уточненок» в течение трех месяцев. Потом налоговики своим решением фиксируют переплату по одной декларации и подтверждают сумму недоимки по другой. Только после этого можно проводить зачет. Одного отражения переплаты в уточненной декларации для зачета недостаточно.
Кстати, и компании, и налоговики часто забывают об одном важном моменте. Допустим, у компании по налогу на прибыль с 2007 года есть переплата в федеральный бюджет. По настоящее время она числится за компанией. В октябре 2010 года компания подает «уточненку» по НДС за II квартал 2009 года, где НДС – к доплате. В этом случае налоговики не вправе привлечь компанию к налоговой ответственности за несвоевременную уплату сумм НДС и начислить пени со штрафом. Дело в том, что есть переплата по другому налогу в тот же самый бюджет. Эта переплата будет гарантом того, что при подаче «уточненки» с доплатой за прошлые периоды компанию не оштрафуют. Главное, чтобы переплата числилась за компанией и в корректируемый период. Такие выводы содержатся в пункте 42 постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. № 5.
Когда необходимо подать «уточненку».
Есть семь основных случаев, в которых компании все-таки необходимо подать уточненную декларацию:
– первичные документы поступили в компанию позже срока;
– компания сама исключила операции с сомнительными контрагентами;
– оформлен возврат товара или денег по договору;
– найдены ошибки в начислении амортизации;
– компания реорганизуется;
– декларация по налогу на прибыль корректируется из-за уточнения размеров других налогов;
– компания не успевает представить к сроку полную декларацию.
Если в бухгалтерию компании запоздала «первичка», что бывает достаточно часто, то важно точно установить, к какому периоду она относится. Ведь уточнения необходимо проводить именно в том налоговом периоде. Если точный период определить невозможно, то расходы или доходы по такой «первичке» можно учесть в текущем периоде. Например, это могут быть длительные операции, когда нельзя точно установить, какой же срок уточнять.
Что же касается подачи уточнений для исключения операций с сомнительными контрагентами, то этот повод изобрели сами налоговики. То есть они хотят, чтобы компания сама провела расследование по добросовестности своих поставщиков и решила, подавать ли по ним «уточненку» или нет. Ведь расходы, понесенные от сотрудничества с фирмами-однодневками, инспекция обязательно снимет.
И последний случай. Например, компания не успевает подать декларацию в срок. Тогда она может подать отчет с теми данными, которые уже рассчитаны, а через несколько дней сдать «уточненку». Но злоупотреблять этим методом не стоит.
Можно избежать штрафа при сдаче «уточненки».
Если компания подает «уточненку» при переплате, то ее не привлекут к налоговой ответственности. А при недоимке есть три случая, в которых компания может подать «уточненку» без штрафа. Они описаны в статье 81 НК РФ.
Во-первых, если уточненная декларация подается до наступления срока сдачи первоначальной декларации. Это пункт 2 статьи 81. В этом случае никаких неблагоприятных налоговых последствий для налогоплательщика не будет.
Во-вторых, уточненная декларация подается после истечения срока на представление декларации, но до срока уплаты налога в бюджет. Это пункт 3 статьи 81. Например, такое бывает на «упрощенке». Ведь на общем режиме по многим налогам эти два срока совпадают. Так вот, компанию не оштрафуют за ошибки в первоначальной декларации только при одном условии. Если она представит «уточненку» до того, как налоговики обнаружат их сами. При этом компании должно стать известно о том, что налоговики нашли ошибку. Например, из акта камеральной проверки или из требования о представлении пояснений и внесении соответствующих исправлений.
В-третьих, уточненная декларация с доплатой налога в бюджет сдается после того, как истекли сроки на подачу декларации и на уплату налога. Этот случай, конечно, самый распространенный. Пункт 4 статьи 81 дает два основания освобождения от штрафа. Первое – если «уточненку» успели подать до того, как налоговики нашли ошибку. Но самое главное – не только подать декларацию, но и доплатить недостающую сумму налога и пени.
На практике я столкнулся с такой ситуацией. Компания уплатила недостающую сумму налога, потом подала «уточненку». А вот пени доплатила позже. Формально в этой ситуации условие для освобождения от налоговой ответственности не соблюдено. Но компания посчитала, что привлекать ее к ответственности неправомерно, поскольку налог она заплатила и свою обязанность перед государством выполнила. Мы доказали в суде, что законодательство четко не устанавливает, что компанию нельзя привлечь к ответственности за неуплату налога, если сумма недоимки уплачена до подачи уточненной декларации, а сумма пени – после. Это следует из содержания пункта 1 статьи 122 НК РФ и пункта 4 статьи 81 НК РФ. ( Постановление ФАС Московского округа от 14 июня 2007 г, 15 июня 2007 г по делу № КА-А40/5412-07) . Но безопаснее все-таки заранее платить и налог, и пени.
Ну и второе основание, по которому компания может быть освобождена от уплаты налоговых санкций, – это представление «уточненки» после выездной проверки.
Появились новые риски при подаче «уточненки»
Теперь при получении уточненной декларации налоговики могут проверить тот период, за который она представлена, в ходе выездной проверки. Даже если он выходит за рамки трехлетнего срока давности. Такие изменения были внесены в пункт 4 статьи 89 НК РФ Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ. Они вступили в силу со 2 сентября 2010 г. До этого налоговики могли проверять данные только в пределах трех лет.