Как выдержать налоговую проверку
В целях защиты прав и законных интересов налогоплательщика необходима всесторонняя оценка рисков и определение конкретных действий, предпринимаемых в ходе налоговых проверок. Опыт показывает, что возможности, предусмотренные законодательством, не в полной мере используются налогоплательщиками, что в итоге оборачивается для них неблагоприятными налоговыми последствиями. Настоящая статья должна стать своеобразной памяткой налогоплательщика в части его реакции на выездную налоговую проверку и поведения во время нее.
Сегодня на практике нередко встречаются случаи, когда во время проведения налоговых проверок, принимаемые налоговыми органами акты и действия (бездействие) их должностных лиц, не только нарушают права и законные интересы налогоплательщика, но и препятствуют осуществлению экономической деятельности. При этом у проверяемого субъекта есть два варианта поведения: выполнять требования налогового органа и его должностных лиц (лояльная политика) либо занять более жесткую позицию и не выполнять такие требования.
Прежде всего, необходимо определиться, какая именно налоговая проверка назначена. Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) в статье 87 предусматривает два возможных вида налоговых проверок: камеральную налоговую проверку и выездную налоговую проверку. Повторная выездная налоговая проверка проводится в большей степени по правилам, предусмотренным налоговым законодательством для выездной проверки и является разновидностью последней.
В зависимости от того, какая именно проверка назначена, следует выбрать своеобразную тактику поведения. И если при проведении камеральной налоговой проверки налогоплательщику достаточно знать определенный набор своих прав и обязанностей, а также прав и обязанностей представителей налогового органа, то к тактике своего поведения при проведении выездной налоговой проверки налогоплательщику необходимо подойти более серьезно.
Сначала поговорим о тех основных моментах статуса налогоплательщика, его правах и обязанностях, на которые необходимо обратить особое внимание.
Права налогоплательщиков, в том числе при проведении налоговых проверок, перечислены в статье 21 НК РФ. Многие из них действительно могут сыграть важную, а иногда и решающую роль, при условии их правильного и своевременного применения на практике. В соответствии с указанной статьей НК РФ налогоплательщику предоставлено право:
- получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
- на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
- представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;
- представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок (смотрите, например, Постановление ФАС Московского округа от 12 мая 2009 года №КА-А41/3611-09 по делу №А41-19255/08; Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16 апреля 2009 года по делу №А01-1972/2008-12).
- присутствовать при проведении выездной налоговой проверки (смотрите, например, Постановление ФАС Московского округа от 12 марта 2009 года №КА-А40/1670-09 по делу №А40-22512/08-141-71);
- получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов (смотрите Постановление ФАС Центрального округа от 7 мая 2007 года по делу №А64-5197/06-19; Постановление ФАС Московского округа от 29 августа 2006 года №КА-А41/7976-06 по делу №А41-К2-10142/05);
- требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
- не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;
- обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
- на соблюдение и сохранение налоговой тайны;
- на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;
- на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных НК РФ (смотрите, например, Постановление ФАС Уральского округа от 25 мая 2009 года №Ф09-3310/09-С3 по делу №А07-13312/2008-А-ЧСЛ; Постановление ФАС Московского округа от 12 марта 2009 года №КА-А40/1670-09 по делу №А40-22512/08-141-71).
Обратите внимание, что выше выборочно перечислены лишь основные права налогоплательщиков, о которых необходимо помнить при проведении выездной налоговой проверки. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.
Согласно статье 22 НК РФ налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.
Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется НК РФ и иными федеральными законами.
Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) также обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.
Отмечаем, что налогоплательщикам необходимо не только знать, но и уметь пользоваться своими правами для защиты интересов организации, а порой и своих собственных интересов (применительно, например, к таким субъектам, как руководитель и/или главный бухгалтер).
Наряду с этим налогоплательщик, пользуясь своими правами, всегда должен помнить и об обязанностях в рамках проведения выездной налоговой проверки. Перечислим некоторые из них:
- вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
- представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
- выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
- в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов;
- обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.
Итак, исходя из сущности выездной налоговой проверки и набора прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов, в целом обозначаем следующие рекомендации для налогоплательщиков:
- помнить, что многие нарушения в бухгалтерском и налоговом учете могут быть устранены еще до того, как начнется выездная налоговая проверка. При возникновении каких-либо сомнений в правильности применения налогового законодательства существует, в том числе, и легальная возможность проконсультироваться у налоговых органов еще до начала выездной налоговой проверки;
- до начала проведения проверки необходимо по возможности уточнить, какие налоги будут проверяться. Такую информацию можно получить при изучении перечня вопросов, которые у представителя налогового органа должны быть готовы, когда он приходит к налогоплательщику с целью проведения проверки. Указанные вопросы, как правило, представляют собой программу проверки и, несмотря на служебное назначение, не являются конфиденциальными сведениями. При этом обратите внимание, что если какие-либо вопросы расписаны более детально, можно обоснованно предположить, что им будет уделено особое внимание;
- следует фиксировать нарушения налоговых органов, но не помогать их устранять. При выявлении нарушений, допущенных сотрудниками налоговых органов, следует составлять акт о нарушении с участием двух и более лиц, в присутствии которых это нарушение допущено;
- в ходе проверки следует оценивать последствия указаний налогоплательщика на допускаемые налоговыми инспекторами нарушениями в ходе проверки;
- следует корректно отвечать на требования представителей налоговых органов;
- внимательно относиться к требованиям налоговых органов. Во время проверки инспекторы предъявляют налогоплательщикам немало требований: представить подтверждающие документы, дать необходимые пояснения и так далее, однако многие из таких требований не имеют законных оснований;
- перед исполнением требования налогового органа обязательно оценить свою позицию после совершения определенных действий.
Нередко налоговые органы пытаются переложить свою работу на налогоплательщиков, например, не изучают первичную документацию компании, а требуют представлять справки и выписки, содержащие сводные или аналитические данные. С одной стороны налогоплательщик не обязан представлять документы, которых у него нет, а обязанность составлять новые документы специально для проверяющих лиц налогового органа законодательством не установлена. Поэтому, налогоплательщик вправе сообщить налоговому органу об отсутствии затребованных документов. В то же время, в некоторых случаях налогоплательщику гораздо выгоднее самому подготовить такие документы;
- внимательно изучить акт выездной налоговой проверки. Все указанные в акте нарушения должны быть подтверждены соответствующими законодательными актами.
Прежде всего, необходимо определиться, какая именно налоговая проверка назначена. Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) в статье 87 предусматривает два возможных вида налоговых проверок: камеральную налоговую проверку и выездную налоговую проверку. Повторная выездная налоговая проверка проводится в большей степени по правилам, предусмотренным налоговым законодательством для выездной проверки и является разновидностью последней.
В зависимости от того, какая именно проверка назначена, следует выбрать своеобразную тактику поведения. И если при проведении камеральной налоговой проверки налогоплательщику достаточно знать определенный набор своих прав и обязанностей, а также прав и обязанностей представителей налогового органа, то к тактике своего поведения при проведении выездной налоговой проверки налогоплательщику необходимо подойти более серьезно.
Сначала поговорим о тех основных моментах статуса налогоплательщика, его правах и обязанностях, на которые необходимо обратить особое внимание.
Права налогоплательщиков, в том числе при проведении налоговых проверок, перечислены в статье 21 НК РФ. Многие из них действительно могут сыграть важную, а иногда и решающую роль, при условии их правильного и своевременного применения на практике. В соответствии с указанной статьей НК РФ налогоплательщику предоставлено право:
- получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
- на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
- представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;
- представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок (смотрите, например, Постановление ФАС Московского округа от 12 мая 2009 года №КА-А41/3611-09 по делу №А41-19255/08; Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16 апреля 2009 года по делу №А01-1972/2008-12).
- присутствовать при проведении выездной налоговой проверки (смотрите, например, Постановление ФАС Московского округа от 12 марта 2009 года №КА-А40/1670-09 по делу №А40-22512/08-141-71);
- получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов (смотрите Постановление ФАС Центрального округа от 7 мая 2007 года по делу №А64-5197/06-19; Постановление ФАС Московского округа от 29 августа 2006 года №КА-А41/7976-06 по делу №А41-К2-10142/05);
- требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
- не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;
- обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
- на соблюдение и сохранение налоговой тайны;
- на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;
- на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных НК РФ (смотрите, например, Постановление ФАС Уральского округа от 25 мая 2009 года №Ф09-3310/09-С3 по делу №А07-13312/2008-А-ЧСЛ; Постановление ФАС Московского округа от 12 марта 2009 года №КА-А40/1670-09 по делу №А40-22512/08-141-71).
Обратите внимание, что выше выборочно перечислены лишь основные права налогоплательщиков, о которых необходимо помнить при проведении выездной налоговой проверки. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.
Согласно статье 22 НК РФ налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.
Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется НК РФ и иными федеральными законами.
Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) также обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.
Отмечаем, что налогоплательщикам необходимо не только знать, но и уметь пользоваться своими правами для защиты интересов организации, а порой и своих собственных интересов (применительно, например, к таким субъектам, как руководитель и/или главный бухгалтер).
Наряду с этим налогоплательщик, пользуясь своими правами, всегда должен помнить и об обязанностях в рамках проведения выездной налоговой проверки. Перечислим некоторые из них:
- вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
- представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
- выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
- в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов;
- обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.
Итак, исходя из сущности выездной налоговой проверки и набора прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов, в целом обозначаем следующие рекомендации для налогоплательщиков:
- помнить, что многие нарушения в бухгалтерском и налоговом учете могут быть устранены еще до того, как начнется выездная налоговая проверка. При возникновении каких-либо сомнений в правильности применения налогового законодательства существует, в том числе, и легальная возможность проконсультироваться у налоговых органов еще до начала выездной налоговой проверки;
- до начала проведения проверки необходимо по возможности уточнить, какие налоги будут проверяться. Такую информацию можно получить при изучении перечня вопросов, которые у представителя налогового органа должны быть готовы, когда он приходит к налогоплательщику с целью проведения проверки. Указанные вопросы, как правило, представляют собой программу проверки и, несмотря на служебное назначение, не являются конфиденциальными сведениями. При этом обратите внимание, что если какие-либо вопросы расписаны более детально, можно обоснованно предположить, что им будет уделено особое внимание;
- следует фиксировать нарушения налоговых органов, но не помогать их устранять. При выявлении нарушений, допущенных сотрудниками налоговых органов, следует составлять акт о нарушении с участием двух и более лиц, в присутствии которых это нарушение допущено;
- в ходе проверки следует оценивать последствия указаний налогоплательщика на допускаемые налоговыми инспекторами нарушениями в ходе проверки;
- следует корректно отвечать на требования представителей налоговых органов;
- внимательно относиться к требованиям налоговых органов. Во время проверки инспекторы предъявляют налогоплательщикам немало требований: представить подтверждающие документы, дать необходимые пояснения и так далее, однако многие из таких требований не имеют законных оснований;
- перед исполнением требования налогового органа обязательно оценить свою позицию после совершения определенных действий.
Нередко налоговые органы пытаются переложить свою работу на налогоплательщиков, например, не изучают первичную документацию компании, а требуют представлять справки и выписки, содержащие сводные или аналитические данные. С одной стороны налогоплательщик не обязан представлять документы, которых у него нет, а обязанность составлять новые документы специально для проверяющих лиц налогового органа законодательством не установлена. Поэтому, налогоплательщик вправе сообщить налоговому органу об отсутствии затребованных документов. В то же время, в некоторых случаях налогоплательщику гораздо выгоднее самому подготовить такие документы;
- внимательно изучить акт выездной налоговой проверки. Все указанные в акте нарушения должны быть подтверждены соответствующими законодательными актами.
Эксперты журнала «Российский бухгалтер»
«Российский бухгалтер»
«Российский бухгалтер»