Возражения на акт камеральной проверки

Возражения на акт камеральной проверки — один из важнейших инструментов, который закон предоставляет налогоплательщику, чтобы он имел возможность влиять на принятие решения по итогам проверки.

Сделать это вы можете, если не согласны с выводами и предложениями налогового инспектора по существу, а также если хотите указать руководителю инспекции (его заместителю) на нарушения ваших прав в ходе проверки, на ошибки и неточности в составленном акте.

Представление возражений — право, а не обязанность налогоплательщика. Поэтому вы можете не подавать возражения.

При этом непредставление возражений не будет означать, что вы согласны с претензиями налоговиков или не вправе высказывать свои возражения относительно выводов и предложений, которые отражены в акте. Ведь налогоплательщик в любом случае имеет право представлять налоговым органам пояснения по актам проверок (пп. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Таким образом, вы сможете представлять свои пояснения и в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки (абз. 1 п. 4 ст. 101 НК РФ), при обжаловании решений по таким актам в вышестоящий налоговый орган и в случае судебного разбирательства (ст. 137, п. п. 1, 2 ст. 138 НК РФ, ст. 41 АПК РФ, Постановление ФАС Центрального округа от 22.12.2008 N А64-1496/08-22).

Итак, вы получили акт камеральной проверки. На этом этапе законодательство предоставляет вам право подать в налоговый орган свои письменные возражения на акт проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Возражения должны быть подписаны руководителем вашей организации либо налогоплательщиком — физическим лицом или представителем. Также рекомендуем поставить печать организации. При этом возражения могут быть поданы как на акт камеральной проверки в целом, так и на его отдельные части (п. 6 ст. 100 НК РФ). Количество эпизодов (нарушений), по которым у вас есть что возразить проверяющим, вы определяете сами.

Возражения подаются в письменном виде (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Поскольку Налоговый кодекс РФ не содержит требований к оформлению и содержанию возражений на акт камеральной проверки, налогоплательщик вправе составить возражения в произвольной форме.

Приведем некоторые технические рекомендации по составлению возражений.

Во вводной части возражений обязательно укажите:

— ваше наименование (для организации) или фамилию, имя и отчество (для физического лица);

— ваш адрес места нахождения согласно учредительным документам (для организации) или адрес места жительства (для физического лица);

— ИНН и КПП;

— дату представления возражений;

— точное наименование налогового органа, в который представляются возражения;

— фамилию, инициалы и должность инспектора, который проводил камеральную проверку;

— по какой декларации (расчету) проводилась проверка (налог, период).

Кроме того, можно упомянуть даты начала и окончания проверки.
Далее следует указать, с какими выводами и (или) предложениями налогового инспектора вы не согласны.

При этом нужно сразу указать сумму, со взысканием которой вы не согласны, на что ссылается инспектор по конкретному эпизоду, а также привести аргументы в свою пользу.
Также вы можете привести те положения акта проверки, против которых не возражаете. Особенно, если они в чем-то подтверждают вашу позицию.
Формулируйте свои аргументы кратко и четко со ссылками на статьи Налогового кодекса РФ. Не забудьте, что ссылаться нужно на нормы в редакции, которая действовала в спорный период, а не в тот период, когда составляются возражения.
Постарайтесь подобрать судебные решения, подтверждающие вашу правоту. Желательно, чтобы это были решения по вашему судебному округу или решения Высшего Арбитражного Суда РФ.

Однако не стоит надеяться на формальные доказательства вашей правоты, чрезмерно увлекаться толкованием норм права и ссылками на практику. Лучший аргумент — наличие подтверждающих вашу правоту документов (регистров бухгалтерского учета, первичных и иных документов).

Поэтому, даже если вы считаете, что не должны ничего доказывать, так как у вас есть формальные основания не оправдываться (нормы НК РФ и судебная практика на вашей стороне), все же приведите имеющиеся доказательства вашей правоты.
Как правило, возражения на акт камеральной проверки представлять необходимо. Особенно если вы намерены отстаивать свою позицию как перед руководителем налогового органа (его заместителем), который будет рассматривать материалы проверки, так и впоследствии в вышестоящем органе или суде.
Важность ваших возражений значительно возрастает, если у вас есть аргументы по существу предъявленных обвинений и они достаточно убедительны. С их помощью вы продемонстрируете не только решимость отстаивать свою правоту, но и возможность судебной отмены решения по итогам проверки. А такая вероятность — весомый аргумент для налоговиков. Поэтому при рассмотрении материалов проверки ваши возражения могут сыграть положительную роль.

В то же время при подаче возражений надо учитывать, что они зачастую влекут за собой проведение дополнительных мероприятий налогового контроля в соответствии с п. 6 ст. 101 НК РФ (см., например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.07.2009 N А58-4792/08, ФАС Московского округа от 09.09.2009 N КА-А40/8644-09, ФАС Северо-Западного округа от 01.06.2009 N А56-26710/2008).

И решение по результатам проверки будет принято с учетом данных, которые получены в ходе дополнительных мероприятий. Поэтому раскрывать аргументы стоит лишь в том случае, если вы уверены, что сможете подтвердить свою правоту правильно оформленными документами.

Как мы уже говорили, в возражениях на акт целесообразно приводить только те претензии, которые касаются выводов и предложений налоговой инспекции, сформулированных в описательной и итоговой частях акта камеральной проверки. Заострять внимание как на формальных недостатках самого акта проверки, так и в целом на нарушениях процедуры проверки не стоит.

В течение 15 рабочих дней с момента получения на руки акта камеральной проверки вы вправе представить в налоговый орган письменные возражения на акт, если не согласны с ним полностью или в части. Также вы можете приложить к возражениям документы, которые подтверждают вашу позицию (п. 6 ст. 6.1, п. 6 ст. 100 НК РФ).

Подача возражений — это возможность урегулировать налоговый спор еще до вынесения решения по итогам проверки. Отметим, что особенно важно представлять возражения, если у вас есть весомые замечания по существу предъявленных обвинений.

Вместе с тем непредставление возражений (в том числе если вы опоздали с их подачей) не лишает вас права давать объяснения в процессе рассмотрения руководителем инспекции (его заместителем) материалов камеральной проверки (абз. 1 п. 4 ст. 101 НК РФ).

Праву налогоплательщика на подачу письменных возражений на акт камеральной проверки корреспондирует обязанность налогового органа принять и рассмотреть возражения (п. п. 1, 8 ст. 101 НК РФ).

Однако случается, что налоговые органы не дают налогоплательщику возможности представить возражения или не рассматривают представленные налогоплательщиком письменные возражения.

Однозначной отмены решения по итогам камеральной проверки данное нарушение не повлечет (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Безусловным основанием для отмены решения, принятого по результатам налоговой проверки, является отсутствие у налогоплательщика возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять объяснения (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Тем не менее суды зачастую признают решения налоговых органов, вынесенные в подобных ситуациях, незаконными с учетом конкретных обстоятельств дела (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 23.01.2009 N КА-А41/12979-08, от 05.08.2009 N КА-А40/7347-09, от 27.04.2009 N КА-А40/3197-09, ФАС Северо-Кавказского округа от 23.01.2009 N А32-4732/2008-13/76 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 29.04.2009 N ВАС-4913/09)).

22.06.2010

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]