15:25
О порядке признания контролируемыми сделок агента
При определении суммового критерия для признания сделки, совершенной в рамках агентского договора, контролируемой учитывается комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Вопрос: Об учете момента передачи права собственности на товары при определении суммы доходов по сделкам, осуществляемым через агента (комиссионера), на основании положений гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ для целей признания контролируемыми сделок в соответствии со ст. 105.14 НК РФ.
Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 8 октября 2012 г. N 03-01-18/7-139
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения ст. 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в части порядка определения суммы доходов по сделкам, осуществляемым в рамках агентских договоров, и сообщает.
Отношения между принципалом и агентом (комиссионером и комитентом) регулируются гл. 51 - 52 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) с учетом конкретных условий договора агентирования (комиссии).
Статьей 105.14 Кодекса установлены правила признания сделок контролируемыми. При этом сделки, предусмотренные пп. 2 и 3 п. 1, пп. 1 - 5 п. 2 указанной статьи, признаются контролируемыми в случае, если сумма доходов по таким сделкам в календарном году превышает значение соответствующего суммового критерия.
Согласно п. 9 ст. 105.14 Кодекса для целей указанной статьи сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных гл. 25 Кодекса.
Согласно ст. 248 Кодекса в составе доходов учитываются доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 249 и 250 Кодекса.
При этом доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса, в составе доходов не учитываются. А именно на основании пп. 9 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Также следует учитывать, что согласно п. 1 ст. 996 ГК РФ вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего. К отношениям, вытекающим из агентского договора, на основании ст. 1011 ГК РФ соответственно применяются правила, предусмотренные гл. 49 и 51 ГК РФ, в зависимости от того, действует агент по условиям этого договора от имени принципала или от своего имени, если эти правила не противоречат положениям гл. 52 ГК РФ или существу агентского договора.
Учитывая изложенное, отношения между принципалом и агентом (комиссионером и комитентом) в части совершения сделок за вознаграждение не приводят к передаче права собственности на товары, результаты выполненных работ, возмездное оказание услуг. Передача права собственности возникает только в части оказанных услуг, за которые выплачивается комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Таким образом, по мнению Департамента, при определении суммового критерия с целью признания контролируемыми сделок через агента (комиссионера) следует учитывать момент передачи права собственности на товары (работы, услуги), руководствуясь положениями гл. 25 Кодекса в части порядка признания доходов.
Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм и общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
Источник: КонсультантПлюс
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]