20:29
У вас украли будущую пенсию. Россию накрыла волна махинаций с накоплениями граждан
Граждане начали получать "письма счастья" из Пенсионного фонда.

При этом многие из них обнаружили, что накопления без их ведома "утекли" из государственного Пенсионного фонда в частные. "Известия" выяснили, что ждет жертв мошенничества и какие изменения законов могут исправить ситуацию.

В отделениях Пенсионного фонда - столпотворение. Возмущенные получатели "писем счастья" хотят знать, на каком основании их пенсионные накопления "мигрировали" из одного фонда в другой и кто за это будет отвечать.

- Достаю из почтового ящика письмо из Пенсионного фонда России и ничего понять не могу, - рассказал "Известиям" ставропольчанин Рамазан Салпагаров. - В нем меня уведомляют, что перевели мои пенсионные накопления из государственного в негосударственный фонд на основании моей просьбы. Персональные сведения в письмах мои, но ни заявления о переводе накоплений я не писал, ни договора с негосударственным фондом не заключал.

Салпагаров и его товарищи по несчастью, для которых "письмо счастья" в этом году стало неприятным сюрпризом, готовы судиться с фондом. Они уже обратились в прокуратуру, и надзорное ведомство сейчас проводит по этому поводу проверку.

Такие же письма приходят в эти дни в почтовые ящики по всей стране. Одно из них получил сотрудник "Известий" - в нем говорится, что ПФР рассмотрел его заявление и перевел все пенсионные накопления в негосударственный пенсионный фонд "Ренессанс Жизнь и Пенсии". Впрочем, до суда дело не дошло - после первого же звонка испуганный сотрудник фонда рассыпался в извинениях и пообещал все вернуть. Испугался он не зря. Речь идет о мошенничестве в крупном размере.

Скандалы, связанные с незаконным переводом пенсионных денег, вспыхивают каждый год, едва только Пенсионный фонд начинает кампанию по рассылке "писем счастья". По данным Национальной ассоциации пенсионных фондов, за последние три года подобных случаев было не менее 6 тысяч.

Жертвами афер с пенсионными деньгами нередко становятся статусные чиновники и бизнесмены. К примеру, по информации "Известий", в число пострадавших попал старший вице-президент Сбербанка Денис Бугров.

В НАПФ говорят, что сами фонды в происходящем виноваты лишь косвенно. Основная ответственность лежит на агентах, с которыми фонды работают. Чтобы получить агентское вознаграждение, некоторые из этих "помощников" идут на нарушение закона: подделывают заявления граждан (благо базы с персональными данными сейчас продаются на каждом углу), выдают документы за оригинал и, получив положенное, исчезают.

- Только самые крупные фонды могут позволить себе содержать представительства в разных регионах страны. Большинство такой возможности не имеет - это дорого, - пояснил "Известиям" советник президента НАПФ Валерий Виноградов. - Поэтому они вынуждены нанимать агентов, которые работают на договоре, привлекая граждан в фонд.

Кражей в прямом смысле этого слова перевод пенсионных накоплений без согласия владельца назвать нельзя, подчеркивает Виноградов, ведь деньги никуда не деваются, они в любом случае остаются на индивидуальном лицевом счете гражданина. Так что россиянам беспокоиться нечего. Жертве мошенников достаточно написать заявление в ПФР, и через год деньги с учетом инвестиционных доходов будут возвращены обратно.

Кто несет потери, так это фонды. Они заключают договоры с агентами, выплачивают комиссионные, условно говоря, за каждый договор - по 1000 рублей, а потом выясняется, что документы подделаны. Поэтому в большинстве случаев именно НПФ обращаются в правоохранительные органы в надежде добиться справедливости.

- Мы настояли на том, чтобы с этого года в заявлении на перевод средств, которое обязан написать гражданин, стояла не подпись (по ней не проводится графологическая экспертиза), а полная расшифровка имени, отчества и фамилии, - говорит Виноградов. - В этом случае факт подделки можно будет доказать, и недобросовестные агенты поостерегутся нарушать закон, ведь за это можно будет получить реальный срок.

Кроме того, ассоциация готовит предложения по корректировке рынка агентских услуг. Дело в том, что сейчас проверить подноготную агента невозможно. Убедиться в квалификации тоже сложно, об этом можно судить только по результатам работы. Нужно готовить, обучать, возможно, даже лицензировать агентов, чтобы с них был более серьезный спрос. В ближайшее время эти предложения будут направлены в Минздравсоцразвития, Федеральную службу по финансовым рынкам и в ПФР.

- Мы приветствуем эту инициативу, - заявил "Известиям" представитель ПФР Станислав Дегтярев. - Проблема возникает каждый год, нужно что-то делать.

Сейчас ПФР приходится разбираться с жалобами граждан, что называется, по факту. То же самое делают и негосударственные фонды, которые из-за махинаций теряют не только в деньгах, но и в репутации, что гораздо важнее.

- Такие скандалы нам не нужны, - констатирует представитель НПФ "Норильский никель" Ирина Цытович. - Поэтому сейчас делаем все, чтобы снизить количество нарушений. Проводим расследования, выясняем, по чьей вине произошло нарушение, с недобросовестными агентами расстаемся. То же самое касается и менеджеров, которые не смогли проконтролировать процесс.

В НПФ говорят, что менять нужно не только систему работы с агентами, но и законодательство. К примеру, принять поправки, которые бы сократили число заявлений от граждан до одного в год (сейчас заявлений о переводе пенсионных накоплений можно писать сколько угодно. - "Известия"). Это уменьшит количество подделок. Но надежды на то, что такой закон будет принят, мало, считают специалисты. Он ограничит свободу волеизъявления граждан, а она охраняется Конституцией.
 
Источник: Известия
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]